Выбор материала протектора для защиты
дюралевого корпуса лодки




 В статье Вяткина И.П. (Катера и яхты, 1981, №5 (93), стр. 33-34) [1] описано применение магниевых протекторов для защиты дюралевых корпусов мотолодок от электрохимической коррозии в воде. В статье Мяздрикова А.Н. (Катера и яхты, 1977, №6 (70), стр. 89-90) [2] для изготовления протекторов рекомендуется литейный магниевый сплав Мл-4пч.

 Достать заготовку из такого сплава затруднительно — ведь сплав литейный (необходимо литейное производство магния). Встает вопрос о замене материала протектора на более доступный с аналогичным химическим составом.

 Химические составы магниевых сплавов приведены в книгах [3,4,5,6]. Для наглядности они сведены в Таблицу 1, где в заголовке приведены требования к содержанию легирующих элементов и примесей сплава Мл-4пч.

 Таблица 1

 Сравнительный химический состав магниевых сплавов, %

Легирующий элемент и требования в соотв. с [2]

Al

6%

Zn

3%

Mn

0,15%

Примеси: Si+Cu+Fe+Ni

0,14%






Сплавы





МП1

5.0-7.0

2.0-4.0

0.02-0.50

0.048






Мл4пч

6.0

2-3

0.15-0.5

0,14%

Мл1

0.2

0.2

-

1.5+0.15+0.15+?=1.8

Мл2

0.1

0.05

1.5

0.01+0.1+0.08+0.01=0.2

Мл3

2.5-3.5

0.5-1.5

0.15-0.5

0.25+0.1+0.08+0.01=0.44

Мл4

6.0

2-3

0.15-0.5

0.25+0.1+0.08+0.01=0.44

Мл5

8.3

0.5

0.33

0.25+0.1+0.08+0.01=0.44

Мл6

9.6

0.6-1.2

0.3

0.25+0.1+0.08+0.01=0.44

Мл7-1

5-6.5

0.3-0.7

0.3-0.6

0.25+0.1+0.08+0.01=0.44

Мл9,Мл10,Мл19

0.03

0.1-0.7

-

0.03+0.03+0.03+0.01=0.1

Мл11

0.03

0.2-0.7

-

0.03+0.03+0.03+0.01=0.1

Мл12

0.03

4.5

-

0.03+0.03+0.01+0.01=0.08

Мл14

1.7-2.3

-

-

0.03+0.03+0.01+0.005=0.075

Мл15

0.03

4-5

-

0.03+0.03+0.01+0.01=0.08

ВМл1

-

-

-

0.02+0.03+0.01+0.005=0.065






МА2-1

4.4

1.5

0.6

0.1+0.05+0.05+0.005=0.205

МА1

0.3

0.3

1.9

0.3+0.05+0.05+0.01=0.41

МА2

3.5

0.5

0.33

0.1+0.05+0.05+0.05=0.25

МА3

6.25

1.0

0.32

0.15+0.05+0.05+0.05=0.3

МА5

8.5

0.6

0.32

0.15+0.05+0.05+0.005=0.255

МА8

0.3

0.3

2.0

0.15+0.05+0.05+0.01=0.26

МА9

0.6

0.1

1.4

0.15+0.05+0.05+0.01=0.26

МА11

0.2

0.2

2.0

0.15+0.03+0.03+0.175=0.385

МА13

0.2

0.2

0.6

0.15+0.05+0.05+0.005=0.255

ВМ17

0.2

0.2

1.8

0.2+0.05+0.05+0.01=0.31

ВМ65-1

0.05

4.8

-

0.05+0.05+0.05+0.005=0.155

ВМД-1

0.2

0.2

1.6

0.15+0.05+0.05+0.005=0.155

ВМД-3

-

3.0

-

0.15+0.03+0.03+-=0.21?

Электрон

0.2

4.0

-

-+0.5+-+-=0.5?

Mg - остальное


 В зависимости от близости химсоставов сплавов к Мл-4пч, все сплавы можно отнести к одной из групп предпочтительности применения их для протекторов взамен Мл-4пч (Таблица 2).

 Таблица 2

 Таблица предпочтения применения магниевых сплавов для изготовления протекторов

Группа применения

Магниевый сплав



Предпочтительное применение (все легирующие элементы и примеси в норме)

Мл4пч, МП1, ВМД-1, ВМл1, Мл9, Мл10, Мл11, Мл19, Мл14.



Можно применять (незначительное превышение по примесям)

Мл2, Мл3, МА2-1, МА2, МА8, МА9, МА13



Применять ли? (значительное превышение по примесям)

Мл1, Мл7-1,МА1, МА11, ВМ17,
ВМД-3, Электрон, МА3



Не применять (значительное превышение по легирующим элементам)

Мл5, Мл6, Мл12, ВМ65-1, МА5



 Из анализа данных Таблиц 1 и 2 следует, что для изготовления протекторов можно рекомендовать следующие материалы в порядке убывания предпочтительности применения: Мл4пч, МП1, ВМД-1, ВМл1, Мл9, Мл10, Мл11, Мл19, Мл14, Мл2, Мл3, МА2-1, МА2, МА8, МА9, МА13.

 В 2005 г. мной были изготовлены в соответствии с рекомендациями [1] и установлены на лодку «Казанка-5М2» (корпус из Д1АМ) два протектора из сплава МА2-1. Протекторы размещены на бортах ниже ватерлинии.

 Напряжение между корпусом лодки и протектором в речной воде составило 0,8 вольта. При этом протектор оказался отрицательно заряжен, а корпус лодки — положительно.

 Лодка с мая по октябрь хранится на воде. Обследования днища в конце каждого сезона показали, что следов коррозии значительно меньше, чем на лодках, не оснащенных протекторами. Сами же протекторы за пять сезонов почти полностью израсходовались.

 В Приложении привожу полный текст статей [1] и [2] из журнала «Катера и Яхты», описывающих размеры и места установки на лодке защитных протекторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Вяткин И.П. и др. Протекторы для защиты металлической лодки от коррозии. – Катера и яхты, 1981, №5 (93), стр. 33-34.

 2. Мяздриков А.Н. Защита корпуса «Прогресса» от коррозии. – Катера и яхты, 1977, №6 (70), стр. 89-90.

 3. ГОСТ 26251-84 Протекторы для защиты от коррозии.

 4. Жуков А.А. и др. Машиностроительные материалы. Карманный справочник. – М.: Машиностроение, 1967.

 5. Конструкционные материалы: Справочник / Б.Н. Арзамасов и др. – М.: Машиностроение, 1990.

 6. Смирягин А.П. Промышленные цветные металлы и сплавы. – М.: Гос. науч.-тех. изд-во литер-ры по черн. и цвет. металлургии, 1956.

 Приложение

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100