Восстановление подержанной мотолодки "Прогресс-4"

Автор статьи - заядлый "Прогрессор" ;-)

Кирилл Вахнеев. kira@mail.fannet.ru
Фотограф - Oleg_sar


Реставрация. Красиво звучит.

История восстановления лодки из куска цветмета.

  Прогресс-4 в местных саратовских условиях - лодка культовая. Прогресс-2 хорош, но с мореходностью у него... Не фонтан в общем. А при наших 3-х км прямо напротив города хорошая волна да еще отбой от набережной совсем не редкость. Казанка-2М еще лучше. Но найти ее в хорошем или хотя бы приемлемом состоянии с каждым годом труднее и труднее. И еще эти стационарные сиденья и выносной транец... Не, Бивис, это круто. Транец под два мотора крепится 18-ю винтами М5. Амур хорош, но это уже не лодка, а катер. Казанка-5xxx еще лучше, но... Серебрянка совсем хорошо, но... Крым - кастрюльный алюминий... Нептун - пласмачка...

  В общем из распространенных лодок остается что? Правильно. Прогресс-4. Большой. Хочешь стой, хочешь пляши. Хочешь одно сиденье поставь. Хочешь два. Хочешь вообще кресло гинекологическое. Места хватает. Опять же рундуки и самоотливной транец. Знаю что рецесс называется, знаю. Опять же стекло из плоских сегментов. Не надо как на Прогрессе-2 гнуть плекс на ведре с кипятком если родное квакнешь. Ну таких приятных мелочей можно еще найти с десяток.

  В общем ездил я 10 лет на Прогрессах-2 и 2М. И тут в состоянии душевного помрачения после развода, смены работы, смерти деда и т.п. обратил я внимание на стоящую на нашей стоянке безхозную четверку. То есть я ее и раньше видел неоднократно. И даже в свое время с нее что-то снял. То ли боуден, то ли что-то еще. А еще ее как верстак использовали. Красили на ней что-то регулярно. А в кормовом рундуке я лично хранил заначку ацетона. Но хозяин за стоянку не платил, а устав базы не позволял эту лодку отжать в собственность базу и продать ее браконьерам на Каспий. Воспользовался я хорошим отношением ко мне начальника базы. Подкатил к нему и выцепил адрес хозяина и после некоторого геморроя с поисками наследников купил эту четверку с нагрузкой в виде 25-го Вихря. Долги за стоянку за 6 лет списались за 3 оцинкованных ведра. В общем осенью 2000 года у меня было аж две лодки. Ходовая Прогресс-2М и "счастье".

  Состояние лодки было близкое к мертвому. Из оборудования осталось только рулевое управление и ручка газа на куске троса. Родные, фанерные еще (это потом дюралевые пошли), пайолы сгнили в пыль. Стекло помутнело. Палуба и потопчины щетинились полопавшейся краской и явно давали знать, что на лодке лежит минимум 6 слоев краски. Сиденья ушли на своих четырех ногах. В общем цветмет натуральный.

  По ходу ковыряния шпателем по краске сходу нашелся хитро скрытый дефект. Прежний хозяин гонял свою 25-ку исключительно на винте 240x240 и от такого упора на транце появилось две продавлины в тех местах где стояли нижние упоры дебильной вихревской струбцины. Эти продавлины были зашпаклеваны слюдой на масляной краске и закрашены. Сей дефект сильно подпортил радость от покупки и дал лиший повод усомниться в своем рассудке. Но цена <$100. А дареному коню в хоппу не смотрят. Большую часть зимы я занимался разработкой детального плана реконструкции, точнее реставрации лодки. После длительных прикидок, Многочисленных проходов по базару и магазинам была составлена смета. Надо заметить, что на тот момент у меня был единственный доход - зряплата 1800р минус налоги. Ну и послеразводные затраты. Так что все было нацелено на приведение лодки в работоспособное состояние за самые минимальные деньги.

  Итак. Пайолы - 2 стандартных листа (1525x1525) 6 мм фанеры. Сиденья - один такой же лист. Наведение глянца - литровка грунтовки, две литровки краски, растворитель, валики и флейц. Упаковка эпоксидки ЭДП. 100 грамм "серебрянки". Бутылка смывки. Винты-болты-саморезы по вкусу. Это официальные покупки. Неофициально было приобретено: Пол-квадрата дюрали 1.5мм было куплено за 10 р на приемке цветмета. Недостающая ручка ДУ была снята с лодки которую хозяин порубил на цветмет (почему я не снял ДУ целиком? Как бы оно мне пригодилось в этом году). Сверла, дрель, железная щетка под дрель, шпатель, обычная железная щетка и прочие мелкие причиндалы у меня были. В общем все затраты на первоначальную реставрацию составили около $40.

  Лирическое отступление. От родных сидений осталось лишь два фиксатора и одна ржавая рама от родного сиденья. Пробежка по всяким автобазарам и автопаркам лишний раз доказала полную финансовую несостоятельность и слабую пригодность автомобильных и автобусных сидений к монтажу на лодке. Разве что передние сиденья от "копейки". Но цена в 500 колов за пару мне была неподъемна. Но идучи раз с базы, в близлежащей помойке я нашел 4 родных четверочных рамы в очень хорошем состоянии. Рамы были немедленно приватизированы.

  Зима была посвящена изготовлению сидений. И покупке недостающего. Болтики приходилось покупать едва ли не поштучно как куму Тыкве кирпичи. Ну и т.п. После долгих размышлений было решено не делать мягких сидений. Так как это привело бы к тому, что сиденья получились бы или нескладными или чрезмерно сложной конструкции. Поэтому на отчищенные и покрашенные рамы на саморезах были закреплены отлакированные фанерные плашки 450x450. С таким расчетом чтоб сиденье сохранило возможность складываться. После, уже летом, после достижения некоторого материального благополучия, был куплен лист поролона 2000x1000x60, порезан на маты 1000x500 и к каждому мату были пошиты наволочки из плотной ткани. Конструкция себя оправдала на 100%. Сиденья снимаются, складываются и убираются. Из матов на пайолы собирается спальное место метр на два. Что позволяет неплохо спать мне с моими без малого двумя метрами роста. Конструкция наволочки такова, что позволяет аккуратно надевать мат на сиденье. Вполне удобные кресла.

Вид на кокпит сверху
Рис. 1. Вид на кокпит сверху. Хорошо видны дополнительные "бардачки". Самодельные сиденья. Дополнительные ручки.

  Майские праздники в 2001 году были какие-то немеряно длинные. Поэтому и были посвящены святому делу.

  Первым делом я облупил стремный транец. В голове одна мысль. Главное чтоб вдавлины были не насквозь. Но это обошлось. Транцевая доска у четверки это вообще притча во языцех. Памятуя свой опыт в таких ремонтах я рассчитывал на худшее. Но обошлось. Доска была всего лишь чуть сырая, после снега, и все крепежные болты были прослаблены от раздолбайства прежнего хозяина. Транец был очищен смывкой и железной щеткой для дрели и прошпаклеван эпоксидкой замешаной с серебрянкой. Шпаклевались все швы и эти злосчастные вдавлины. Под прослабившиеся винты с потайной головкой было капнутно шпаклевкой и все они сразу были протянуты. После того, как шпаклевка "встала" она была заглажена резиновым кругом со шкуркой.

Вид на транец
Рис. 2. Крупный план надставки и накладки. На транце виден лист дюрали, который прикрывает продавленные и прошпаклеванные места. Мотор закреплен на П-образной накладке из стали 2мм. В надставку вложен брусок из дуба. Надставки размещены так, чтоб при необходимости можно вешать и один мотор посередине.

  Особой аккуратности я не добивался. Главное чтоб было прочно. Поэтому при внимательном разглядывании транец у меня очень даже неровный. Лист дюрали-двойки был обрезан до нужных размеров и поставлен на 6 винтах М6 через прокладку из миллиметровой бензостойкой резины. Винты ставились по принципу - лишь бы лист вниз не упал и струбцины мотора в головки не попали. Резинка вещь необязательная. Но в моем случае сработала очень хорошо. Во-первых при протяжке винтов дала дополнительное уплотнение в отверстиях. Во-вторых сгладила оставшиеся после прошпаклевки неровности. Я их зашлифовал конечно, но не до зеркального же состояния. Перед креплением накладки в отверстия был забито по чуть-чуть герметика. Такая конструкция прекрасно проработала весь сезон 2001 года. Даже краска под струбцинами не слупилась. Не говоря уж о прогибах. Видимо резинка еще и чуть амортизировала.

  Лирическое отступление. Серебрянка видимо является катализатором для смолы ЭДП. Так как при замешивании очередной порции шпаклевки я нечаянно пересыпал серебрянки. Так у меня смола разогрелась, задымилась, расплавила пластиковый стаканчик в которм я ее разводил и полимеризовалась буквально за 15 минут с увеличением объема и образованием очень пористого субстрата.

  Далее встал вопрос покраски. После того, как я отодрал транец, я понял, что драть все остальное до металла у меня просто не хватит потенции. Днище оказалось в приличном состоянии. К тому же один из слоев краски был явно на эпоксидной основе. Поэтому днище я решил не красить вообще. Пусть будет как было. Краска на бортах была во вполне приемлемом состоянии. Не считая нескольких потрескавшихся мест. Они были облуплены и чуток прошпаклеваны остатками эпоксидки с серебрянкой. Для выравнивания поверхности. Вот палуба дала жару. Хотя палубы на "четверке" и немного, но красили ее от души. Шпателем была снесена вся шелуха. После чего в руки была взята смывка. Смывкой удалось снять большую часть краски. Остатки держались прочно. Поэтому были притерты резиновым кругом со шкуркой. Все было обеспылено и обезжирено бензином. Все швы и транец были густо кистью прокрашены грунтом ГФ-021. После чего покрашено в два слоя валиком и флейцем обычной ПФ-115.

  Лирическое отступление. Крашу валиком. Мимо начальник базы проходит. Колоритный дед, 16-го года рождения, до сих пор ездит на рыбалку и охоту. Между прочим профессиональный художник-оформитель.

- Красишь?
- Да.
- А вот тут у тебя плохо получилось. И тут. И тут. #уево.
- Знаю. Сейчас валиком пройдусь, а потом флейцем продерну.
- Это правильно. Эстетика, $би ея мать, должна быть.

  Пайолы были вырезаны по месту из фанеры 6мм. Передний пайол сплошной, задний из двух частей. Иначе его не уложишь на место. Фанера была проолифлена. Покрашена в два слоя остатками грунтовки сверху и какой-то говнокраской поносного цвета снизу. Позднее было обнаружено, что пайолы погромыхивают на ходу. Не особо долго думая они были прихвачены саморезами к набору. После чего все проблемы снялись. То, что фанера не шлифовалась сыграло на руку, точнее на ногу. По пайолам удобно ходить. Они получились шероховатые.

Вид место рулевого
Рис. 3. Вид на место рулевого.

  Рулевые троса были тщательно промаслены. Все шкивы оказались целы. Они были разобраны и промазаны литолом. Пластиковое покрытие штурвала состарилось, сыпалось и штурвал был просто в два слоя обмотан изолентой. Реверсом я не пользуюсь, поэтому ДУ газом было достаточно. К родной ручке с остатками троса был приделан недостающий кусок троса. Боуден случайно нашелся в гараже. Правда коротковатый. Кстати, у "четверки" боудены и троса длиннее чем у двойки. Минимум 1400мм боудена нужно чтоб мотор не имел ограничений по повороту. Стоп-кнопка и свет были сняты со старой лодки, так как были заточены под мотор и разъем на моторе.

  После всех трудов праведных был торжественно нарисован бортовой номер, повешен мотор, лодка была окроплена пивом, пиво было допито и был день первый и был выезд. Точнее переезд на новую стоянку. Засим первоначальная реставрация была закончена.

  Позднее, после начала эксплуатации были произведены некоторые доделки. Ну про пайолы я уже говорил. Посередине бортов были поставлены купленные по случаю очень удачные и удобные ручки-уточки. Обечайки стекла из "ржавейки" были заменены на уголки 20x20. Были поставлены рым-болты для подъема лодки на эстакаду. Было заменено лобовое стекло. Уголки позволили сделать его из более тонкого плексигласа. 5мм вместо 7. Родная обечайка своей конструкцией подразумевала, что само стекло тоже силовой элемент. Боковые сегменты были вообще сделаны из попавшегося по случаю 3-х мм плекса. Ходовые огни были сделаны из стопсигнала и подфарника то ли ГАЗ-53 то ли ЗИЛ-130. Белый подфарник был изнутри покрашен зеленым цапон-лаком.

  Дуги тента вполне подошли от "Прогресс-2". Самодельный тент из толстого брезента был куплен по случаю. Впрочем можно было и заказать в мастерской. Но это было сильно дороже. "Паук" для подъема лодки тельфером на нашей стоянке традиционно делается из тросов 5-6мм. По здравому размышлению было решено вместо тросов использовать 10мм капроновый репшнур. Разрыв у него 800 кг. Так что должно хватить и еще остаться. После того, как мой уд чуть было не остался между створками заднего рундука взамен них была сделана нормальная откидывающаяся вверх крышка. Пенопласт из лодки был выкинут еще прежним хозяином. К тому же лодка со снаряжением один май тонет, что с ним что без него. Проверено. Поэтому в отсеках вдоль бортов были сделаны закрывающиеся бардачки. Под рулем была сделана полка в продолжение полок вдоль бортов.

  Вся работа тщательно протоколировалась и фотографировалась. К сожалению фотоаппарат-мыльница вместе с пленкой погибла. Поначалу на новой базе я стоял на втором этаже эстакады. И в момент съемки заключительных кадров подо мной проломилась доска настила и фотоаппарат улетел вниз на нижний ярус лодок и далее на бетон, разбился и утонул. Хорошо еще что я за ним не последовал.

  Общее рабочее время 73 часа Из них ~25 в гараже. Остальное "на природе". Одни рабочие руки. Помощник привлекался только один раз. Чтоб держать винты изнутри кормового рундука при их протяжке во время установки накладки. Никакого изощренного инструмента и станков не использовалось. Все материалы и узлы покупались в обычных магазинах. Ждите продолжения. Как делалась модернизация под два мотора.

Вид на транец с двумя моторами
Рис. 4. Сцепка двух моторов. В качестве крепежных площадок использованы какие-то готовые кронштейны от Москвича. В центре хорошо видна стяжка из трубы нержавейки. Пока одна, скоро будет еще две.
От середин надставок.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100