Установка электростартера на "Нептун 23Э".



  В самом начале статьи хочу в двух словах изложить свои взгляды на некоторые вещи. Это моё мнение и я не претендую на объективность, поэтому прошу не критиковать меня за это. И так почему я взялся за тюнинг Нептуна и что вообще я понимаю под иностранным словом "тюнинг", применительно к отечественному мотору.

  Во-первых, почему "Нептун", а не иномарка или "Вихрь" с уже заводским электростартером. Иномарку я отбросил сразу по нескольким причинам:
1) дороговизна нового мотора, с б/у даже связываться не захотел;
2) трудности с покупкой запчастей для ремонта, особенно в условиях путешествия по Российской глубинке;
3) трудности с покупкой хорошего масла и бензина, опять же в условиях путешествия.

  Теперь почему не "Вихрь": ну, во-первых, "Нептун" делают там, где я живу, то есть в Москве, соответственно нет проблем с покупкой ни нового мотора, ни с покупкой любых запчастей.
И вторая причина - это легендарная надёжность "Нептуна". Конечно, покупая мотор в прошлом сезоне, я только на основании статей в интернете знал о надёжности "Нептунов".

  Сезон эксплуатации мотора показал, что мотор действительно надёжен и неприхотлив, и всё же требует некоторых доработок. Зажигание на моём моторе уже стоит электронное МБ-23, карбюратор К-65. Вопросов к работе ни того, ни другого не возникало. А вот постоянно дёргать ручной стартер жутко надоело. У меня на лодке стоит ДУ, и после каждого неудачного старта приходилось лезть через всю лодку заводить мотор, а если просил кого-нибудь из пассажиров дёрнуть стартер, то, как правило, это приводило к заливанию свечей и утомительному процессу запуска. Короче говоря, электростартер стал просто необходим.

  В первую очередь я стал собирать информацию. Какой применить венец вопрос даже не возник, конечно "вихрёвский", купить его в магазине было вполне реально. А вот какой применить стартер? Это меня больше всего озадачило. Одна московская фирма предлагает установить СТ-369, видел я в магазине этот стартер, не приглянулся он мне как-то, да и работники фирмы установщика сказали, что стартер будет подпилен, а значит, потеряет гарантию, решил не торопиться. Как-то в фирменном магазине "Крот", разговорился с продавцом о долгожданном моторе "Нептун-25". Она поведала мне, что установлен на новинке, чешский стартер. Конечно, стартера этого нет в продаже, и даже марку его она не знает. Ну, нет, так нет.

  И вдруг на форуме сайта MOTOLODKA.RU я вижу фото стартера "МАГНЕТОН" чешского производства.

Стартер "МАГНЕТОН".

  Ну, думаю точно, его заводчане планируют воткнуть на "Нептун 25". Конечно это только догадки, но именно так я думал, когда отправлялся в ближайший магазин автозапчастей, посмотреть на стартер. Он оправдал все мои ожидания, оказался лёгким и компактным, чего уж точно нельзя сказать о СТ-369, зато цена у них одинаковая (в Москве, может в других городах СТ-369 дешевле) Тут же его приобрёл. Дело за малым: установить его на мотор. Решил позвонить на фирму с просьбой установить именно "МАГНЕТОН", но они напрочь отказались. Тогда я решился делать сам, в случае же неудачи "фирмачи" поставили бы свой стартёр.

  Итак, УСТАНОВКА:
Первое, что я сделал - это отдал токарю посадить "вихрёвский" венец на маховик и сделать балансировку. На фото видно, что венец посажен и законтрен.

Маховик с напрессованным венцом.

  Когда венец посадили, я стал прикладывать стартер с разных сторон и думать про крепёж. Пассатижами вытянул шестерню, чтобы видеть её выход при работе. Как ни крутил, получалось что-либо нужно отпиливать одно крепление ручного стартера с мотора, либо пилить ухо крепления электрическому. Сезон у нас короткий, и ремонтировать свой мотор я решил агрегатным способом, как отмечал выше, с запчастями нет проблем. Отказал стартер пошёл в магазин купил новый, а зимой можно разобраться, в чём причина. Опять же, гарантия на стартер - вещь очень полезная.

  Поэтому ногу с мотора спилил без сожаления. Мне могут возразить, что гарантия на новый Нептун тоже дорогого стоит, но сразу парирую, как только вы насадите венец на маховик, гарантия на мотор пропадёт. Так хоть на стартер останется.

Картер мотора с отпиленной "ногой".

  Хомут с креплением на картере, как-то не подходил и требовал точной подгонки, сварки и т.д. И тут пришла мысль установить стартер так, как он стоит на "доноре", то есть на автомобиле. Нужно было сделать для стартёра посадочное гнездо и закрепить штатными болтами. Я взял лист картона и по мотору выкроил макет кронштейна. Затем вырезал макет из 1,5-мм стали. Поначалу я хотел делать подпорку вместо спиленной ноги, но когда установил ручной стартер, появилась объёмная жёсткость, надобность в подпорке отпала. Проставку между кронштейном и стартером вначале склеил из фанеры, что бы только попробовать макет в действии. Первые испытания прошли удачно, теперь нужно было заменить 1,5 мм сталь на 3мм и фанеру на текстолит. 3-мм сталь не хотела поддаваться лобзику, и распиливал я её уже болгаркой, а дорабатывал напильником.

Заготовка кронштейна.Готовая деталь.

  Болты крепления стартера применил мебельные с круглой шляпкой и квадратом у основания, соответственно в кронштейне круглые отверстия распилил напильником под квадрат. Отверстия в текстолите сделал инструментом под названием " Балерина", такая насадка на дрель. Толщина проставки - 27-30 мм, и зависит от посадки маховика.

  Всё собрал. Проверил, стартер - хорошо крутит, конструкция жёсткая, не играет. Теперь осталось отрегулировать ручной стартер, ведь кронштейн приподнял его над храповиком на 2мм (разница между трёх миллиметровым кронштейном и одно миллиметровым креплением кожуха маховика, который пришлось удалить). Вот тут начали твориться интересные вещи, объяснения которым я пока не нашёл. На первом моторе под храповик пришлось ставить шайбу, на втором стояли шайбы под ручным стартером, общей толщиной ~ 3мм, так что мой кронштейн как раз в тему. Думаю тут нужно подгонять по месту на каждом моторе.

Крепление "лапы" ручного стартера.

Мотор с установленным стартером.

Вид сверху.

  Стартер установлен, сезон 2004 покажет, прижился ли МАГНЕТОН на Нептуне или нет. Я же в свою очередь планирую продолжить доводить мотор, но, не меняя кардинально его конструкцию. Для измерения температуры и оборотов я установил готовый прибор. Если карбюратор не устроит своею работой, установлю чешский от мотоцикла "JAWA", а пока всё в порядке, так что не планирую что-то менять. В планах поджать головку цилиндров и на холодную притереть поршневую.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100