Модернизация крыльчатки помпы охлаждения "Привета-22"


  По своему техническому уровню "Привет-22" безусловно самый совершенным из когда-либо серийно выпускавшихся отечественных моторов. Однако и у "Привета" есть некоторые недостатки. Беда всех отечественных моторов - это наличие 2~3 "слабых мест" (исключение - "Вихри", у которых таких "слабых мест" значительно больше), могущих привести к внезапному отказу. У "Привета" такое слабое место всего одно - крыльчатка помпы охлаждения. Предлагается несложный способ модернизации крыльчатки, практически исключающий возможность отказа системы охлаждения.

  В отличие от других отечественных и зарубежных подвесных лодочных моторов, "Привет-22" снабжён бесконтактным вихревым насосом охлаждения. Такой насос отличается от обычно применяемого коловратного с резиновой крыльчаткой гораздо меньшим износом, лучшей надёжностью и меньшими потерями мощности.

Штатная крыльчатка помпы охлаждения. Штатная крыльчатка помпы охлаждения
Штатная крыльчатка помпы охлаждения.

  Однако, исполнение крыльчатки оставляет желать лучшего. Вращение на крыльчатку с вал-шестерни редукрора передаётся лыской, выполненной в посадочном отверстии крыльчатки. Из-за большой погрешности литья лыска часто получалась слишком маленькой и плохо передавала вращающий момент. В результате крыльчатка проворачивалась на валу и подача охлаждающей воды прекращалась. Конечно, если была возможность выбора крыльчатки из многих, можно было подобрать экземпляр, обеспечивающий плотную посадку на вал. Однако даже такая крыльчатка служила несколько лет, а затем всё равно проворачивалась, так как от долгой работы лыска сминалась.

Доработанная крыльчатка. Доработанная крыльчатка.
Доработанная крыльчатка помпы охлаждения.

  Хорошо зарекомендовала себя доработка крыльчатки, показанная фото. В нижней части крыльчатки выполняется цилиндрическая проточка глубиной 1.5 мм. В эту проточку помещается круглая пластина такой же толщины из нержавеющей стали или латуни. Пластина крепится к крыльчатке мелкими стальными шурупами с потайными головками через просверленные отверстия. Можно использовать и стальные винты М3, но для них придётся нарезать в отверстиях резьбу.

  Доработанная крыльчатка работает весьма надёжно много лет. Помпа с такой крыльчаткой практически безотказна. Стальные шурупы весьма слабо корродируют даже в морской воде, и их незначительнак коррозия только повышает надёжность соединения.


  Разумеется, такой вариант переделки не единственно возможный. В качестве примера можно привести вариант, реализованный неизвестным любителем. Была выточена латунная втулка, вставленная в проточку в центре крыльчатки. Для крепления такой крыльчатки на валу необходима шпонка. В целом такой вариант доработки, на мой взгляд, более сложен. Насколько надёжна крыльчатка, доработанная по такому варианту, сказать не могу, держу её про запас.

Другой вариант доработки крыльчатки. Другой вариант доработки крыльчатки.
Другой вариант доработки крыльчатки.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100