Самостоятельное изготовление надежной помпы охлаждения для "Ветерка".


Готовый корпус помпы охлаждения "Ветерка" из стеклотекстолита
Готовый корпус помпы охлаждения "Ветерка" из стеклотекстолита.

  Пожалуй, самым ненадежным узлом отечественных подвесных лодочных моторов "Ветерок", "Москва" и "Вихрь" различных моделей является корпус водяной помпы системы охлаждения. Корпус помп отлит из алюминиевого сплава, в полость корпуса вклеен стаканчик из нержавеющей стали. Такая конструкция приводит к тому, что между разнородными металлами развивается процесс электрохимической коррозии. В результате окислы алюминия выдавливают донышко стакана внутрь рабочей полости, крыльчатка заклинивается и ее резиновые лопасти отрываются от латунной втулки. Охлажение мотора прекращается, и если вовремя не заглушить мотор, происходит заклинивание поршней в цилиндрах.

  Особенно быстро процесс коррозии развивается в морской воде. Штатный корпус помпы работоспособен в морской воде не более двух сезонов, в особо тяжелых случаях корпус просто разваливается на части. Проблема была бы не столь остра, если бы запчасти к моторам были доступны в переферийных районах страны. Однако, желательно вообще исключить операцию замены помпы раз в два сезона.

  Для моторов "Вихрь" довольно широко применяется следующее решение: вытачивать корпус помпы целиком из нержавеющей стали. Такой корпус помпы обладает, однако, и некоторыми недостатками: сильнее корродирует посадочное место в корпусе редуктора, изготовить такой корпус можно только в заводских условиях. Для "Ветерков" изготовить корпус помпы из нержавеющей стали еще сложнее, поскольку он имеет гораздо более сложную форму. чем "Вихревский".

  За рубежом корпуса помп отливаются из прочного полиимидного пластика, внутрь вкладывается тонкостенный стаканчик из нержавеющей стали. Такая конструкция полностью снимает проблему коррозии и обеспечивает долгую службу помпы без опасности внезапного отказа. Естественный износ резиновой крыльчатки происходит медленно и постепенно, давая возможность производить ее замену при плановом техобслуживании мотора.

  Вниманию читателей предлагается технология изготовления корпуса помпы в домашних условиях из стеклотекстолита, проверенная успешной эксплуатацией модернизированного "Ветерка" в течение трех сезонов в морской воде.

  Сначала корпус отказавшей помпы надпиливается сверху, а по боковым стенкам алюминий распиливается до стального стакана. Корпус слегка "разламывается", и извлекается стакан. Донышко стакана, как правило, вдавлено внутрь окислами алюминиевого корпуса, поэтому необходимо выправить его на деревянной поверхности ударами молотка через деревянный же стержень.

Корпус отказавшей помпы распиливается и из него извлекается стаканчик.Стаканчик вклеивается в стеклотекстолитовую заготовку.

  Затем надпиленный корпус вновь сжимается так, чтобы края пропилов сомкнулись, и прикладывается нижней поверхностью, предварительно смазанной тушью или другой легкосмываемой краской, к куску стеклотекстолита достаточной площади и толщиной, равной толщине крепежных ушек штатного корпуса. Необходимо подобрать количество краски таким образом, чтобы получился четкий отпечаток. Для надежности полезно также обчертить внешний контур корпуса помпы шилом или другой острой чертилкой.

  Согласно полученной разметке из стеклотекстолита вырезается заготовка. Важно как можно точнее просверлить крепежные отверстия и распилить напильником круглого сечения центральное отверстие под стаканчик. Малейшая погрешность на этом этапе приведет впоследствие к большим затруднениям при установке помпы в проставку мотора.

  В обработанную заготовку вклеивается стаканчик эпоксидным клеем, наружная поверхность стаканчика обезжиривается чистым бензином и зашкуривается для лучшей адгезии. Важно правильно сориентировать стаканчик в отверстии аналогично тому, как он был установлен в старом корпусе.

  Вырезаются длинные полосы стеклоткани шириной, слегка превышающей высоту выступающей над основанием части стаканчика. Боковая поверхность стаканчика смазывается эпоксидным клеем и обматывается полосами стеклоткани до получения толщины стенок около 2 мм. Каждый слой укладываемой стеклоткани промазывается клеем, чтобы обеспечить полную пропитку. Намотка стеклоткани требует аккуратности, т.к. до отверждения связующего формуемый "цилиндрик" может легко сползти со стакана. Полезно, установив заготовку на горизонтальную поверхность для отверждения, придавить сверху "цилиндрик" каким-нибудь нетяжелым грузом через кусок полиэтилена, чтобы намотка и не "разошлась", и не сползла. После отверждения верхний край стеклопластикового "цилиндрика" выравнивается заподлицо с торцом нержавеющего стакана ножовкой по металлу и напильником.

Приклеивание крышки и "носика".Крышка и "носик" приклеены. Хорошо видна вставка из стеклоткани.

  После этого из листового стеклотекстолита толщиной 2 мм вырезается "крышка" помпы и фрагменты "носика" (выступа, в котором проходят отверстия для всасывания воды и тяги холостого хода). Все детали зачищаются наждачной бумагой до снятия глянца, промазываются эпоксидным клеем и запрессовываются струбцинами. Если суммарной толщины фрагментов "носика" недостаточно для заполнения промежутка между крышкой и основанием, промежуток заполняется кусочками стеклоткани, пропитанной связующим.

Детали, подготовленные к приклейке на крышку.Часть деталей приклеена к крышке.

  Далее из более толстого стеклотекстолита вырезаются детали, устанавливаемые сверху на крышку. Точно копировать конфигурацию фрагментов "фирменной" помпы не имеет смысла, однако, вырезать детали с большим "запасом" также нежелательно, поскольку свободного места в дейдвуде мотора немного. Все детали перед приклеиванием обязательно зачищаются. Прижимать струбцинами эти "последние" детали нет необходимости, достаточно просто расположить корпус помпы на горизонтальной поверхности.

Готовое изделие.Готовое изделие, вид сверху.

  После окончательной склейки корпуса зачищаются возможные наплывы связующего, так, чтобы крепежные винты устанавливались без помех, и вертикальный вал свободно проходил через центральное отверстие. Сверлятся все отверстия для прохода воды и тяги холостого хода. В завершении все обработанные ножовкой, напильником и сверлами поверхности промазываются очень тонким слоем связующего, и производится окончательное отверждение. Последнее покрытие необходимо для того, чтобы вода в процессе работы помпы не проникала по волокнам стеклоткани внутрь стеклотекстолита, что могло бы значительно сократить срок ее службы. Слой последнего покрытия должен быть минимальной толщины, чтобы ни в коем случае не заузить каналы прохода воды и посадочные гнезда резиновых уплотнений. Наружные же поверхности могут быть покрыты и более грубо: после установки помпы в дейдвуд никто не увидит ее в течение долгих лет.

Copyright © 1999 - 2003

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100