Немного предистории создания этой системы.
Лодку "Нептун" с
моторами "Нептун-23" я приобрел
в 1985 году. И все это время, каждый
сезон не могу нарадоваться на их
легкий запуск, устойчивую работу на
холостом ходу, надежность и
мощность зажигания. И как-бы
немного сверху смотрел на
владельцев Вихрей, которые усердно
работают пусковым шнуром при
запуске двигателя. И что самое
приметное- чем старше двигатель,
тем больше усердия при пуске. И хотя
мои "Нептуны" 1971 года сборки,
по сей день они пускаются с
первого-второго рывка. Вопрос
"почему" я задал себе в тот
момент, когда мой хороший друг
приобрел себе 2 "Вихря". И тогда
мы с ним столкнулись с этой
проблемой. Почему у Вихря гораздо
слабее искра, почему Вихрь не может
работать как Нептун на малых
оборотах- холостой ход у него около
1000об.мин если не выше. Можно конечно
и добиться меньших оборотов, но
каждую секунду можно ожидать что
двигатель заглохнет. Карбюратор? В
тоже время я заметил, что у новых
двигателей такой недостаток явно
не так ярко выражен. Они менее
капризны при запуске. На карбюратор
это не совсем похоже. Чему там
изнашиваться?
И вот, мой друг приобретает
совершенно новехонький Вихрь. Дело
было зимой, делать было нечего и мы
разобрали его, благо что двигатель
проработал всего 5-6 часов и
хотелось его осмотреть изнутри.
Первое что нам бросилось в глаза-
магниты на маховике были явно
сильнее чем на старом (благо к этому
времени старых маховиков у нас
валялось штук 5) причем ни один из
старых не мог сравниться по силе
магнитов с новым! (Можете сами
попробовать при помощи гаечного
ключа.. Примагничиваете его к
башмаку, потом отрываете с
определенным усилием).. Ага,
подумали мы и решили что в этом
проблема и кроется. И не ошиблись!
Стальной маховик замыкает
магнитные поля постоянных
магнитов, кроме того сильнейшая
вибрация и ускорения довершают
дело. Магниты "садятся". А раз
так, садится и энергия искры со
всеми вытекающими отсюда
моментами. Остается три выхода-
Первый: купить новый
маховик.
Второй: попробовать намагнитить
магниты.
Третий: решить задачу
координальным методом.
Первый вариант мы
отбросили сразу-маховиков не
накупишься, да еще и на 2 мотора.
Второй вариант более-менее
приемлим, и на лодочной станции
спецы говорили что один умелец это
делал и причем не плохо у него это
получалось.
Мы пошли по третьему пути. По пути
создания батарейного электронного
зажигания.
Путь не простой, но вполне
себя оправдывающий. Аккумулятор с
собой возит у нас чуть ли не каждый,
кто любит отдых на воде. Тем более
что большого аккумулятора и не
нужно если конечно не пользуешься
электростартером. Важно лишь не
посадить его в "ноль". Тогда
конечно запустить двигатель будет
немного сложнее. В принципе,
забегая вперед, скажу вам что мы
всегда в запас с собой возили
обычное, контактное зажигание и
одну бобину. На экстренный случай.
Но за три сезона эксплуатации
такого не случалось. Зажигание
исправно работало даже
на"подсевшем"аккумуля-
торе. а дальше, после пуска
аккумулятор подзаряжался от
моторов.
И так, в результате анализа всех систем, мы пришли к выводу что чем лепить самодельщину, лучше использовать все "фирменное". За основу была взята система зажигания от автомобиля ВАЗ 2108-2109. Это мощное, плазменное зажигание, с большой энергией искры и высокой крутизной нарастания фронта напряжения на электродах свечи. Оно прекрасно формирует мощную искру даже на залитых топливом или закопченых электродах свечи. Отличается высокой надежностью и долговечностью. Прекрасно работает на всех режимах двигателя.И самое главное- продается совершенно свободно во всех автомагазинах!
По началу предполагалось установка двух коммутаторов и двух бобин- раздельно, на каждый цилиндр. Но случайно мы наткнулись в автомагазинах на катушки зажигания с двумя проводами для свечи. Двухискровая!!! Подумали мы. Решение пришло моментально- когда в одном цилиндре такт сжатия, то во втором- перепуск, соответсявенно вспышка там не возможна! И мы оказались правы! Был установлен один датчик, который формировал 2 запускающих импульса на каждый оборот коленвала, один коммутатор и одна двухискровая катушка зажигания, которая используется в новых "Волгах" и не представляет особого дефицита. Как оказалось, она очень и очень влагоустойчива- один мотор был утоплен на глубине около 15-2м, затем благополучно извлечен из воды, просушен в течении часа и после этого прекрасно завелся! Схема коммутатора тоже влаги не боиться, т.к. в ней всего 12 вольт, а это для воды не критично.Но для гарантии блок был герметизован герметиком. В течении этих трех лет Вихри экслуатировались на лодке "Нептун". Видимо из-за деформации транца, на блоки головок Вихрей из-под аникавитационных плит летит масса брызг. Зажигание постоянно в воде. И все отлично работает!!!
И так, если Вы заинтересовались всем этим, то вам пожалуй пора двигаться дальше ну а если всеж Вы подумали что все это Вам мало подходит - т.е. вы заядлый рыбак, в лодку вы с собой ничего не берете кроме удочек, мотора и бака с бензином, то действительно скорее всего это вам не нужно и Вам пожалуй вернуться на главную страничку этого прекрасного сайта