Преимущества моторных лодок перед другими маломерными судами



  По общепринятой в мире классификации моторными лодками называются маломерные суда с подвесными моторами в качестве главной силовой установки. В России это положение закреплено ГОСТ 19105-79 "Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования".

  Однако эта классификация недостаточно точно отражает смысл понятия "Моторная лодка". В самом деле, в настоящее время ведущими фирмами производятся подвесные моторы мощностью до 250 л.с., с учётом возможности спаренной установки моторов судно с двигателями мощностью 500 л.с. можно назвать моторной лодкой лишь с некоторой натяжкой.

  В наибольшей степени понятию "Моторная лодка" соответствуют суда с подвесными моторами, которые могут быть подняты на необорудованный берег силами экипажа. Этому критерию отвечают суда длиной не более 5 ~ 5.5м , массой 350 ~ 400 кг и мощностью каждого из подвесных моторов 40 ~ 50 л.с.

  Суда больших размерений с подвесными моторами по своей транспортабельности и другим эксплуатационным свойствам мало отличаются от катеров со стационарными двигателями

  Так вот именно моторные лодки, легкие, скоростные и недорогие транспортабельные суда с подвесными моторами составляют самую большую часть мирового маломерного флота. Их доля в общем количестве судов даже в такой процветающей стране, как США составляет 50%, а во многих странах достигает 80%.


Маломерный флот США в цифрах NMMA Home Page

1999  
1998  
1989  
1988  
Общая численность людей, вовлечённых в водные виды спорта и отдыха
77,841,000
74,847,000
73,287,000
72,666,000
Занимающихся воднолыжным спортом
11,376,000
10,314,000
10,997,000
10,904,000
Общая численность малых судов
16,833,900
16,653,600
15,573,000
15,093,000
Лодок с подвесными моторами
8,202,100
8,180,700
7,887,000
7,726,000
Судов со стационарными двигателями
1,608,600
1,596,900
509,000
490,000
Судов с поворотно-откидными колонками
1,695,200
1,643,000
143,300
132,000
Водных мотоциклов и водомётных лодок
1,096,000
1,100,000
102,000
101,000
Парусных судов
1,696,000
1,669,000
1,282,000
1,260,000
Прочих судов
(Каноэ, байдарки, динги и другие)
2,536,000
2,473,000
4,218,500
4,078,000
Подвесных моторов в эксплуатации
13,827,000
13,545,000
11,225,000
10,860,000
Трейлеров для перевозки лодок
7,313,700
7,170,900
5,887,000
5,710,00
Лодочных стоянок, яхт-клубов, доков и т.д.
11,500
10,320
8,320
8,320

  Статистические данные о прогулочном флоте США взяты непосредственно с сайта Национальной Ассоциации Производителей морской техники (NMMA) (за 1998~1999г.г.) и из журнала "Катера и Яхты" (десятилетней давности, по данным той же NMMA).

  Как видно из таблицы, за десять лет в структуре маломерного флота США произошли значительные изменения. Значительно сократилось число мелких гребных судов, таких как байдарки, каноэ, динги, тузики и пр. По-видимому это произошло во время кризисных явлений в экономике США 1993~1994г.г., когда многие самые малообеспеченные любители были вынуждены отказаться от своего хобби. Однако дальнейший рост экономики вызвал весьма значительное увеличение количества более дорогих катеров со стационарными двигателями. Не столь резко, но тем не менее весьма ощутимо выросло число парусных судов.

  Однако, несмотря на все положительные и отрицательные факторы, доля моторных лодок весьма стабильна и в настоящее время, как и 10 лет назад, составляет примерно 50% всего прогулочного флота. Более того, количество моторных лодок примерно в 5 раз превышает количество судов любого другого типа.

  В чём же причина неизменной популярности моторных лодок? Причина кроется в демографическом составе современного общества и явных преимуществах мотолодок для основной категории населения. Большинство населения промышленно развитых стран составляют наёмные работники с жёстко регламентированным режимом работы, проживающие в крупных городах. Один-два выходных в неделю и месячный отпуск, причём далеко не всегда в благоприятное время года, - вот и всё, на что они могут рассчитывать для отдыха. Заработки этой основной группы населения, как правило не позволяют приобретать крупные комфортабельные катера и яхты. В то же время, для того, чтобы в выходные успеть вырваться из перенаселённого города, отдохнуть в живописной местности и успеть вернуться к началу рабочей недели, нужно скоростное судно. Всеми этими качествами как раз и обладают мотолодки.

  Преимущества моторных лодок перед водоизмещающими катерами заключаются прежде всего в большей скорости. Это позволяет в выходные дни достичь более отдалённых от города, и потому более благоприятных для отдыха мест. Более того, скорость выступает и в качестве немаловажного фактора мореходности и безопасности. Сам по себе более мореходный водоизмещающий катер в случае внезапно усилившегося ветра не может быстро достичь укрытия и вынужден в полной мере испытать на себе силу стихии. На моторной лодке благодаря её более высокой скорости представляется возможность вовремя укрыться в ближайшей закрытой гавани. Кроме того, мотолодка, благодаря возможности вытаскивания её на берег, даёт возможность пребывания на открытых островах или побережье, где безопасная стоянка более крупных катеров вообще невозможна.

Обломки кораблекрушения. Всё, что осталось от большого катера.
Обломки кораблекрушения. Ржавый автомобильный двигатель и ахтерштевень из нержавейки - всё, что осталось от большого и, казалось бы, надёжного катера.
  Крупные глиссирующие катера хотя и обладают высокой скоростью, не лишены других недостатков крупных судов. Из-за большого расхода горючего эксплуатация их очень дорога. В настоящее время практически утратил силу и старый тезис о большей надёжности стационарных двигателей по сравнению с подвесными моторами. Современные подвесники зарубежного производства (а при грамотной доработке и отечественные) не менее, а зачастую и более надёжны, чем стационарные бензиновые и дизельные катерные двигатели. Отказ единственного двигателя на крупном катере - это всегда катастрофа, судно становится неуправляемой игрушкой волн и может рассчитывать только на постороннюю помощь. К сожалению, дрейф катеров с заглохшим двигателем на скалы и последующее крушение - совсем не редкое событие. На берегу практически каждого острова под Владивостоком есть обломки такого "Титаника" - ржавая глыба двигателя и несколько металлических деталей. Установка второго двигателя значительно удорожает и без того весьма недешёвый катер, отнимает внутренний полезный объём, да и просто не всегда возможна для многих типов водоизмещающих обводов. Напротив, на мотолодке установка двух моторов обычно не представляет затруднений и практически гарантирует безопасность плавания. Но даже если на моторной лодке откажет единственный мотор, всегда остаётся возможность при помощи вёсел достичь укрытия, либо избежать дрейфа на опасные скалы и выброситься на пологий пляж. Грамотный же выбор маршрута движения позволяет вообще исключить такие экстремальные происшествия.

  Парусные суда вообще мало подходят для отдыха на природе в выходные дни. При наиболее вероятных скоростях ветра яхты и швертботы развивают ещё меньшую скорость, чем водоизмещающие катера. Поэтому нередки случаи, когда множество яхт в прекрасный летний день штилеет в пределах городской черты, где купаться не рекомендуется. Если же яхту оснащают вспомогательным подвесным мотором, он способен обеспечить лишь малую скорость, и экипаж будет "наслаждаться" тарахтением мотора гораздо большее время, чем экипаж мотолодки (при переходе на равное расстояние). В те дни, когда ветра много, как правило прохладно да и стоянка перед наветренным берегом невозможна. Из-за значительной осадки килевых яхт затрудняется выбор мест для стоянки. Сэкономить на топливе владельцу парусного судна как правило не удаётся, т.к. сама яхта стоит гораздо дороже катера равной вместимости, да и стоимость замены изнашивающихся парусов новыми (из достаточно качественной парусной ткани) соизмерима с затратами на топливо моторного судна. Парусные суда скорее подходят любителям чистого спорта, либо людям со свободным режимом работы.

  Крупные моторные и парусные суда безусловно комфортабельнее. Отдельные каюты для гостей, туалет и даже душ - всё это рассматривается как большой плюс сторонниками таких судов. Однако большинство людей имеют все эти удобства у себя дома, и выезжают на природу отнюдь не за этим. Быстро, недорого и безопасно, хотя и не с таким комфортом их доставляет к месту отдыха моторная лодка.

  И, наконец, сравним мотолодку с различного рода мелкими гребными судами. Обладая весьма низкой скоростью, гребные лодки значительно стесняют своему владельцу свободу манёвра при выборе, например, места для рыбной ловли. Выбраться за пределы городской черты в выходные владелец гребной лодки может только с помощью автомобиля. Грузоподъемность и вместимость таких лодок всегда ограничена, семейный экипаж размещается в них поистине в спартанских условиях. Практически полноценные походы на гребных лодках возможны только в отпуске, а он у большинства людей не всегда бывает в благоприятное время года. Сторонниками гребных судов часто выдвигается такой аргумент: современному городскому жителю необходима дополнительная физическая нагрузка, чтобы поддерживать здоровье на должном уровне, и гребля для этого - лучшее занятие. Однако представляется более целесообразным быстро прибыть на хорошее место отдыха на моторной лодке, а уже там, на месте, заниматься плаванием, нырянием, рыбалкой, сбором грибов - словом всем тем, что даёт в сумме не меньшую физическую нагрузку, чем гребля. В транспортабельности мотолодки также едва ли проигрывают гребным: существуют неразборные, разборные, складные и надувные мотолодки, которые весьма удобно перевозить на легковом автомобиле. Приобретение гребного судна следует считать целесообразным только в случае крайнего стеснения в средствах или отсутствия вблизи от места жительства водоёма, подходящего для мотолодок.

  Таким образом, подводя черту под сказанным, можно уверенно рекомендовать моторную лодку того или иного типа как наиболее подходящее судно для отдыха большинства городских жителей.

Copyright © 1999 -

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100