Лодочные моторы "Салют"

История, теория, эксплуатация, доработки и модерницация


[Руководство по эксплуатации мотора “САЛЮТ-Э”]

"Салют-Э" в современном виде   В начале 60-х годов стало очевидно, что необходимы более лёгкие, чем "Стрела" подвесные моторы. Байдарочникам и владельцам самых мелких разборных лодок было тяжеловато таскать 24 - килограммовую "Стрелу" и запас горючего. Московский машиностроительный завод "Салют", выпускавший разборные байдарки, взялся за освоение подвесного мотора для них. Поршневая группа была заимствована от широко распространённого велосипедного двигателя "Д-5". Мотор получился мощностью 2 л.с., весом 12 кг, т.е. вдвое легче "Стрелы", что сразу было оценено любителями. Из положительных качеств "Салюта" стоит отметить бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой и кнопку "Стоп", расположенную в торце румпеля.
  Недостатков было, увы, гораздо больше. Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью. Такая форма лопастей препятствует наматыванию водорослей на винт, однако реально полностью избавиться от наматывания не удалось, зато винт получился с низким КПД. Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению, что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка. Поддон двигателя зачем-то выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона мотор получился очень шумным. Субъективно "Салют" шумит гораздо громче "Ветерка" и почти "не уступает" мощным "Вихрю" и "Нептуну". Учитывая, что на преодоление одинакового расстояния пусть даже лёгкое судно с "Салютом" затратит гораздо больше времени, чем мотолодка с "Нептуном", поездка с "Салютом" будет гораздо более утомительной для экипажа. Как и всем одноцилиндровым моторам, "Салюту" присущ большой уровень вибрации.
  Топлива в маленьком встроенном бензобаке хватало только на 1.5~2 часа работы. Горловина бачка была очень узкой, и заправить его на ходу, не разлив топливо, особенно не волнении, было очень трудно.
  Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор, не обеспечивало недёжного запуска.
  Наконец, "Салют" был тяжелее всех зарубежных моторов сравнимой мощности.

  Завод - изготовитель неоднократно делал попытки модернизировать мотор, разработать новые перспективные модели. В начале 70-х годов пошла в серию модель мотора со складным дейдвудом, более удобная для "земноводных" туристов. Называлась она "Спутник". В настоящее время складной мотор называется "Салют-ЭС".
Но почему-то это получалось у создателей "Салюта" хуже, чем у любых их коллег, причём своих новаторских решений внедрено не было, внедрялись чужие разработки. После того, как для моторов "Нептун" была разработана система зажигания МН-1, на основе её деталей (прерыватель, конденсатор, выносной высоковольтный трансформатор ТЛМ-1) для "Салюта" было создано магнето МС-1, что сделало зажигание более надёжным, а запуск - более лёгким. В конце 70-х годов после разработки системы электронного зажигания МБ-1 для бензопил "Урал" и "Дружба", эта система зажигания была применена на "Салюте". Для этой системы зажигания потребовался новый маховик меньшего диаметра и веса, так что в качестве "бесплатного приложения" "Салют-Э" стал легче на 0.5 кг. Однако, зажигание МБ-1 не очень надёжно из-за того, что в схеме применён бескорпусный тиристор КУ202М на напряжение 400V, что недостаточно для безотказной работы. Кроме того, магниты маховика так расположены, что через некоторое время размагничивают друг друга, что приводит к ухудшению искрообразования. Одно хорошо: зажигание МБ-1 недефицитно, т.к. применяется в бензопилах. Так что, пока на Руси ещё есть лес, зажигание для "Салюта" можно будет приобрести :-)
  Кроме того, в последние годы горловина бензобака "Салюта" была сделана шире, что облегчило заправку. Других существенных усовершенствований "Салют" не претерпел и продолжает "обладать" большинством первородных недостатков.

"Салют-2C", модель 1986г. Само совершенство! Так и не пошёл в серию.   Справедливости ради стоит отметить те технические новшества, которые были разработаны заводом, но так и не были внедрены на серийных моторах:
  • бензонасос и питание от отдельного переносного бензобака;
  • более удобный и виброзащищённый румпель;
  • набор из двух более эффективных гребных винтов - грузового и скоростного;
  • герметичные капот и поддон;
  • беспоплавковый более надёжный и экономичный карбюратор;
  • более мощная модель мотора (2.5 л.с.).
  • "Салют-4", модель 1972г. мощностью 2.5 л.с. В серию не пошёл.

    Технические характеристики

    Модель "Салют-Э"
    Мощность на коленвалу, л.с. 2
    Мощность на гребном валу, л.с. 1.87 л.с.
    Обороты при максимальной мощности, об/мин 5000
    Рабочий объём, куб.см. 45
    Диаметр цилиндра, мм 38
    Ход поршня, мм 40
    Степень сжатия действительная 7
    Передаточное отношение редуктора 12:22
    Гребной винт, DxH, мм 140х118
    Рекомендуемая высота транца, мм 380
    Вес, кг 11.5

    Рейтинг@Mail.ru
    На главную страницу
    Rambler's Top100