
1. Технические
характеристики
-
Основные
данные:
|
|
Длина
наибольшая, м
|
4.0
|
Ширина
наибольшая, м
|
1.5
|
Высота
борта на миделе, м
|
0.65
|
Угол
килеватости днища на транце
|
13°
|
Масса
мотолодки порожнем, кг
|
90
|
Пассажировместимость,
чел.
|
4
|
Грузоподъемность,
кг
|
400
|
Применимая
мощность подвесного мотора, л.с.
|
9.9~30
л.с.
|
2.
Краткое описание идеологии проекта и
технологии постройки
При
проектировании этой мотолодки ставилась задача создать
универсальное легкое 3~4-х местное судно, позволяющее
глиссировать
под недорогими моторами
небольшой мощности. При разработке проекта новой лодки
ставилась задача устранить все выявленные недостатки ранее
построенной лодки "Сомик", а именно, сложность
постройки из-за трудностей изгиба обшивки и стрингеров в
носовой части, сильная забрызгиваемость при ходе на волнении,
сложность поддержания чистоты в корпусе из-за излишне развитого
днищевого набора.
Новую
лодку достаточно просто построить даже человеку с минимальными
столярными навыками за счет простоты обводов и раскроя листов
обшивки, применения метода строительства "Сшей и склей"
и ликвидации днищевых стрингеров.
В
то же время, высоко поднятая, выходящая на палубу в носу скула,
пологий форштевень, умеренная килеватость наделяют лодку
серьезным комплексом мореходных качеств для своих размерений.
Сами размерения являются разумным компромиссом между
вместимостью (без особых излишеств может совершать недальние
выходы семья до 4-х человек) и экономичностью (может
применяться недорогой мотор мощностью 9.9~30 л.с.).
Таким
образом, в непростых условиях кризиса такая лодка может
оказаться хорошим вариантом маломерного судна, позволяющим,
несмотря ни на что, приобщиться к увлекательному миру отдыха на
воде (или не порвать с ним).
Для
изготовления лодки применена технология сшивки корпуса из
заранее вырезанных в чистый размер заготовок обшивки с
применением скрепок из медной проволоки и лент из стеклоткани.
После склейки листов обшивки корпус подкреплен тремя
шпангоутами и двумя промежуточными флорами. По опыту
эксплуатации двух ранее построенных лодок было принято решение
отказаться от установки стрингеров, компенсировав их отсутствие
увеличением толщины днищевых листов обшивки (до 6 мм против 4
мм, обычно применяемых для корпусов подобных размерений). В
качестве крепежа использовались шурупы из нержавеющей стали.
Материал
обшивки – водостойкая фанера ФСФ толщиной 6 мм на днище,
4 мм на бортах и палубе, после сборки корпус оклеен слоем
стеклоткани на эпоксидной смоле, на скуле за счет нахлеста
стеклоткани с днища на борт и с борта на днище число слоев
удвоено, на киле число слоев – 4 за счет приклейки
дополнительных полос стеклоткани.
Изнутри
корпус пропитан эпоксидным связующим с прогревом промышленным
феном для лучшего проникновения состава в древесину. (Такое
решение было принято также по результатам эксплуатации двух
ранее построенных лодок, пропитывавшихся изнутри
антисептическими составом «Протекс», пропитка
эпоксидной смолой дороже, но дает лучшую прочность и
долговечность конструкции.) После оклейки снаружи и пропитки
изнутри, вся лодка снаружи и изнутри окрашена эмалью ПФ-115.
Лодка
снабжена пластмассовыми швартовными утками и ручками для
переноски производства США и Тайваня. Крепление ручек и уток
осуществляется сквозным крепежом – винтами и гайками из
нержавеющей стали.
3.
Расчет грузоподъемности, пассажировместимости
и
допустимой высоты волны
Грузоподъемность
лодки можно вычислить по формуле: Q1=1/5*(ρ*V
– G1)
т,
где
ρ
— плотность
воды, т/м3,
V
– объем
корпуса, м3,
G1
– масса
лодки, включая корпус и постояно закрепленное в нем
оборудование, т.
Объем
корпуса можно оценить как произведение длины на ширину, на
высоту борта на миделе и на общий коэффициент полноты. Для
данной лодки V=4*1.5*0.65*0.65=2.535
м3.
Полная
грузоподъемность для пресной воды: Q1=1/5*(2.535-0.1)=0.487
т
или 487 кг.
Чтобы
найти полезную грузоподъемность, следует из величины полной
грузоподъемности вычесть вес подвесного мотора, бензобака и
дистанционного управления: Qп=
487-53-25-5=404
кг.
Пассажировместимость
определяется делением полезной грузоподъемности на вес человека
с багажом, принимаемый за 100 кг и округлением результата до
ближайшего целого числа: N
= 404/100 = 4 чел.
Оценить
допустимую высоту волны можно, ориентируясь на график из
действующего ГОСТ 19105-79.
Высоту
надводного борта можно примерно оценить, учитывая тот факт, что
полная грузоподъемность лодки была определена как 1/5 полного
объема корпуса. В случае, если бы корпус лодки имел форму
прямоугольного ящика, он бы сидел в воде на 1/5 полной высоты
борта. С учетом того, что реальный корпус лодки сужается к
килю, можно принять, что лодка сидит в воде на четверть полной
высоты борта на миделе, при этом высота надводного борта будет
3/4*0.65=
0.4875
м.
По
графику, допустимая высота волны составляет около 0.9 м.
 4.
Расчет объемов блоков плавучести
Согласно
ГОСТ 19105-79 с изменением №3 от 01.10.1995, маломерное судно
должно иметь запас собственной плавучести, достаточный для
поддержания судна на плаву с полным снабжением, когда оно
залито по уровень планширя, и дополнительный запас плавучести,
равный 280 Н (~28.5
кгс) на каждого человека.
Количество
пенопласта плотностью 35 кг/куб.м, необходимое для поддержания
корпуса на плаву:
W1=(Gк*k
+ Gп)/0.965,
где Gк
— масса корпуса, кг, Gп
— масса выступающих частей палубы и ветрового стекла, кг,
k
– коэффициент
плотности материала корпуса.
Для
данной лодки W1
=
(90*(-0.7) + 10)/0.965 = -54.9 л.
(Т.е, поскольку корпус лодки деревянный, он обладает
собственной плавучестью, равной плавучести 55 л. пенопласта
плотностью 35 кг/куб. м.
Объем
пенопласта, необходимый для поддержания подвесного мотора весом
53 кг со штатным бензобаком:
W2=Gм/0.965,
где
Gм
— вес мотора и бензобака, погруженных в воду, принимаемая
за 0.55 сухой массы мотора с баком.
W2=
30/0.965
= 31л.
Объем
пенопласта, необходимый для поддержания людей:
W3=(28.5*N)/0.965,
где
N
– число
людей.
W3=
(28.5*4)/0.965
=
118
л.
Общий
объем пенопласта находится суммированием найденных объемов: W
= W1
+
W2+
W3
=
-55 + 31 + 118 = 94
л.
79
литров пенопласта жестко вклеены под подмоторный рецесс в
корме, под планшири по всему периметру кокпита и под носовую
палубу, являясь частью конструкции. Оставшиеся 15 литров
размещены по бортам под зашивкой бортовых ниш кокпита. Такое
максимально высокое и разнесенное на максимальную ширину
размещение блоков плавучести способствует достижению наибольшей
аварийной остойчивости и долговечности корпуса, поскольку
пенопласт хорошо защищен от намокания попадающей в корпус
водой.
5.
Расчет максимально допустимой мощности двигателя
 Формула
для расчета K
= Lнб
* Bтр.нб
,
где Lнб
— наибольшая длина судна, м, Bтр.нб
— наибольшая ширина транца, м.
Для
описываемой лодки K
= 4*1.492 = 5.968 .
По
графику находим максимально допустимую мощность 40 л.с.
6.
Сравнение результатов расчетов с характеристиками лодок промышленного производства и корректировка по результатам сравнения
Сравним
рассчитанные значения грузоподъемности, и пассажировместимости
лодки с характеристиками близких по размерению лодок
промышленного изготовления «Обь» и «Неман-2».
По
аналогии с промышленными образцами, целесообразно также принять
для построенной лодки грузоподъемность 400 кг,
пассажировместимость 4 чел. и допустимую мощность 30 л.с.
При
этом, построенная лодка АКЛ-4 будет более безопасна за счет
большей килеватости, значительного развала бортов, высокой
скулы и плавного подреза форштевня. Такие характеристики дают
преимущества в динамической остойчивости и маневренности,
поскольку при внешней килеватости 12~13
градусов лодка в поворотах приобретает наиболее оптимальный и
безопасный крен внутрь циркуляции, на лодку и ее пассажиров не
действуют опрокидывающие моменты.

|