Мотолодка-"картоп" с обводами Фокса

М.К. Качеев, "КиЯ" №77, стр. 91-93.
Третья премия на конкурсе ЦП НТО имени Акад. А.Н. Крылова (см. "КиЯ" №76).


Основные данные:  
Длина наибольшая, м 2.8
Ширина наибольшая, м 1.25
Высота борта с комингсами, м 0.52
Ширина каждой из трех лыж, м 0.14
Вес корпуса без сланей и комингсов, кг 37
Пассажировместимость, чел. 2

  Более двадцати лет я увлекаюсь любительской рыбной ловлей. За это время перебывало у меня несколько "надувнушек", довелось и построить своими силами популярную одно время на Волге мотолодку типа "Мустанг" ("КЯ" № 4). Когда у меня появился автомобиль, я решил построить новую мотолодку, которую можно было бы перевозить на его верхнем багажнике. По моему замыслу, это должна была быть легкая глиссирующая лодочка, на которой можно прогуляться с "ветерком" вдвоем; но в то же время она должна быть приспособлена для спортивной рыбной ловли спиннингом. Другие требования к конструкции определялись так:
- вес лодки не выше 35-40 кг;
- лодка должна быть непотопляемой, обладающей высокой статической остойчивостью (ведь на ней приходится вставать во весь рост) и достаточной для плавания по Волге мореходностью;
- скорость под "Ветерком-12" не менее 30-35 км/ч;
- просторный кокпит с ровным сплошным пайолом, где во время рыбалки и прогулок ничто не должно мешать, но все должно быть под рукой;
- лодка должна быть оборудована для постоянного хранения в ней всех рыболовных принадлежностей, запчастей и инструмента для мотора;
- аэродинамическое влияние лодки на устойчивость движения автомобиля при скорости 80-90 км/ч должно быть минимальным;
- вид лодки на багажнике не должен ухудшать элегантность "Жигулей";
- лодка должна быть приспособлена для хранения в гараже под потолком.

«Картоп» на ходу

  Я пришел к выводу, что наилучшим образом этому комплексу требований удовлетворяют обводы саней Уффа Фокса, позволяющие сочетать высокую скорость, хорошую остойчивость, просторный кокпит. За прототип были взяты "саночки" Ш. Питера ("КЯ" № 53). Размерения лодки определялись ее проработкой совместно с автомобилем. При высоте борта 0,5 м, требуемой по условиям мореходности, расчетный вес лодки превысил 40 кг, а выглядела она на крыше автомашины тяжелой и громоздкой. Тогда я решил сделать собственно корпус высотой 0,38 м (по высоте транца под мотором), а необходимую высоту борта обеспечить установкой съемных комингсов высотой 0,14 м.

  Шпангоуты я вырезал из 8-миллиметровой авиационной фанеры, транец по всей ширине подкрепил доской 25Х180. В остальном конструкция лодки традиционная. Сборка набора и обшивка его фанерой велась на эпоксидной смоле ЭД-5 с запрессовкой оцинкованными шурупами 2Х15.

Теоретический чертеж

  С некоторыми трудностями пришлось столкнуться при зашивке носовой части тоннеля, где имеется двойная кривизна. Пришлось применить временные технологические радиусные подставки- лекала-изнутри корпуса и зашивать эти участки днища полосами фанеры шириной 50-60 мм со срезом боковой прилегающей кромки каждой полосы на ус для соединения со смежной полосой. Готовый корпус был оклеен слоем стеклоткани (на лыжах были уложены по два слоя).

  В носовой части (до шп. 1) оборудован рундук-багажник со съемной крышкой, который используется также и как полумягкое сиденье. Изнутри борта заклеены плитами пенопласта (толщиной 30 мм) таким образом, что получились открытые карманы для хранения мелких предметов снабжения и личных вещей.

  Слани сделаны из фанеры ФСФ толщиной 4 мм и подкреплены брусками 15Х20, поставленными на ребро через 100-120 мм. Четыре секции сланей крепятся к корпусу при помощи пружинных защелок.

Конструкция корпуса картопа (сечения по шп. 2-4 и 1).

1 - стрингер, 10х15 2 - обшивка, фанера, d=2; 3 -шпангоут комингса, d=8; 4 - стрингер, 15х20; 5 - вырезы для облегчения; 6 -стрингер, 10х20; 7 -рейка, 15х20; 8 - шпангоут, d=8; 9 -кница, d=5; 10 -рейка, 15х50; 11 - стойка, 15х25; 12 -рейка, 15х30; 13 -пайол, d=4; 14 -рейка, 15х25; 15 -угольник, сплав Д16Т, 20х20х2; 16 -шпангоут; 17 - винт, М4х15; 18 - шайба; 19 - замок, 2х13; 20 - пружина.

  Комингсы соединяются между собой простым замком с поворотом на 90°, а к корпусу крепятся пружинными защелками. Установка сланей и комингсов занимает 10- 15 мин. Один человек без особых усилий может погрузить лодку или снять ее с машины. Правда, нужна некоторая сноровка. Лодка ставится на транец и прислоняется к боку машины с опорой на уголок багажника. Затем она вталкивается вверх-на багажник поперек его, а потом уже разворачивается вдоль машины. Укладываются в кокпит слани и комингсы, лодка крепится к багажнику шнуром. Разгрузка производится в обратной последовательности.

Горизонтальный замок комингсов.

1 - корпус, сплав Д16Т; 2 - ось, ст., Ø2; 3 -защелка, ст.45; 4 - фанера, d=2; 5 - нижняя обшивка комингса; 6 -верхняя обшивка корпуса; 7 -фланец, сплав Д16Т; 8 - винт, М4х10; 9 -пружина.
Торцевой замок комингсов.

1 - корпус, сплав Д16Т; 2 - пластина, сплав Д16Т; 3 -шпангоут комингса; 4 - винт, М4х15 (3 шт.); 5 - шпангоут комингса.

  Первые же выходы на лодке с мотором "Ветерок-12" показали, что все помещаемые в сборнике восторженные отзывы любителей об обводах Уффа Фокса вполне справедливы и применительно к столь малой лодке. Замеров скоростей я не делал, но могу сказать, что с двумя человеками на борту она легко выходит на глиссирование и даже обходит "Казанку" под "Вихрем" с такой же нагрузкой, т. е. наверняка развивает свыше 40 км/ч.

  На первых испытаниях лодка с одним водителем шла с большим дифферентом на корму, хотя достаточно было водителю переместиться вперед, как этот дифферент исчезал и лодка начинала глиcсировать на пятках лыж. Признаться, это не было неожиданностью. Еще раньше я изготовил и теперь установил в продолжение боковых лыж транцевые плиты длиной 0,35 м. Выход на глиссирование стал плавным; на полной скорости лодка идет с дифферентом на корму в 2-3°, транцевые плиты погружены в воду на 30-40 мм.

  При резком сбросе газа вода через транец не попадает, остается еще запас его высоты 100-150 мм.

  Рыбачить в такой лодке-большое удовольствие, она остойчива и просторна.

  Регулярно выезжая на рыбалку за 60-100 км, я не замечал, чтобы лодка, закрепленная на багажнике, ухудшала ходовые качества автомобиля. А на скоростях более 80 км/ч двигатель стал даже более "приемистым": очевидно, сказываются и аэродинамические подъемные силы, которые на такой скорости начинают превышать вес лодки и как бы разгружают автомобиль.

© ЗАО КПНП Журнал "Катера и Яхты" 1963-2003

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100