Опыт самостоятельной постройки мотолодки "Джонбот"



"Джонбот", описываемый в статье, напротив минно-торпедного арсенала Владивостока.
"Джонбот", описываемый в статье, напротив минно-торпедного арсенала Владивостока.

  В течение полугода я изучал вебсайты по строительству мотолодок и парусных судов и никогда не выходил ни в какой форум для общения, но, видно, как в любом деле, критическая масса превысила порог и появилось желание выйти со своей информацией по самостоятельному строительству лодки.

  Немного предисловия.
В принципе, у моих друзей было достаточно плавсредств для перемещения по акватории залива Петра Великого, но меня постоянно угнетала особенность "национального выхода в море". Как правило, яхта моего приятеля Игоря (АЛ 500) скидывалась на воду к середине лета в июле месяце, после того как все работы заканчивались (при моей безусловной помощи в данном деле), на установку мачты и прочее уходило еще пару недель. Затем яхта спокойно болталась в ковше КТОФа, а хозяину все некогда было выйти в море.

  Если все-таки удавалось договориться о выходе, возникала другая проблема. У Игоря утро начинается с часов с 12-14, и если мы договорились выйти с утра, то это еще ничего не значит. Прийдя с Женей (другой товарищ, заядлый рыбак и байкер-любитель) с утра на яхту и подготовив лодку к выходу в море, мы сидим и тупо уничтожаем запасы пива, а хозяин яхты названивает по сотику каждый час и предупреждает, что еще немного и он уже едет, но проходит час, другой, третий, пиво практически заканчивается, а Игоря все нет. И вот уже часам к 16 он появляется и говорит, что ему завтра с утра в аэропорт, поэтому идем до о. Елены - и назад. Или другой вариант. Спрашиваешь: когда в море? Не знаем. Вдруг звонок по телефону: "Игорь (это я), мы на яхте, срочно выезжай, через 20 мин. мы отходим на неделю в поход." Естественно, настроения идти уже не бывает.

  После всех этих злоключений я пришел к выводу, что чужая лодка - это все равно как чужая жена. Поэтому понял, что проблему надо решать кардинально, то бишь иметь свое (свою). Но беда была в том, что после развода с первой супругой произошел раздел имущества (3-х комнатная квартира осталась у жены, а у меня "Корона-универсал" 1988 года) и зарплата минус алименты 3,3 тыс. рублей (госслужба), поэтому что-то купить по приемлемой цене не представлялось возможности. А тут еще в инете попался сайт motolodka.ru, после которого и заболел самостоятельной постройкой мотолодки.

  Естественно, в качестве прототипа принял за основу "Джонбот", т.к все пишут, что не надо первой лодкой строить большой и сложный корабль. Месяца два изучал лодочные сайты, благо была еще зима и строить лодку было негде. В конце апреля, собравшись с духом, решил покупать фанеру. Изучая кораблестроительные материалы пришел к выводу, что оптимальным для меня (цена, качество) было использование обычной строительной березовой фанеры. Поделился планами с Женей (см. выше кто есть ху), тот тоже загорелся идеей построить себе лодку 2,5~3 м длиной, поэтому фанеру покупал на двоих в обычном строительном магазине, еще и получил скидку оптовую, потому что купил больше 10 листов, на транец купил лист толщиной 10 мм, листы оказались размером 1.5 х 1.25, толщиной 6 мм, поэтому и цена оказалась ниже. Доски б/у были в гараже (спасибо родному папе).

  После изучения цен на крепеж, который сейчас в достаточном количестве в магазинах, купил анодированных шурупов (заворачивал при помощи дрели с насадкой на первой скорости) разных размеров и приступил к строительству лодки, благо забортная температура (воздуха) в конце апреля 2003 года позволяла осуществить задуманное.

  Ранее изготовил несколько лодок в масштабе из плотной бумаги: хорошо подошел прошлогодний настенный календарь и лодки получились веселые, разноцветные.

  Женя к этому времени уже охладел к работе и под разными предлогами откладывал начало совместного строительства, а так как на календаре маячили майские праздники, откладывать было уже некогда, и я приступил к работе.

  Строить лодку начал в обычном капитальном гараже, в котором кроме авто находилось еще достаточно хлама, который за 25 лет скапливается в любом нормальном советском гараже, тем паче отец-дачник-пенсионер таскал в него все, что попадалось на глаза.

Место строительства - капитальный гараж, битком забитый всякой всячиной.
Место строительства - капитальный гараж, битком забитый всякой всячиной.

  Сначала я начал делать центральный шпангоут. Не имея достаточного опыта работы с деревом (средняя школа не в счет), понял, что на коленке много не навоюешь. Решил сделать в гараже небольшой столярный верстак, что с успехом получилось за 2 вечера (основная работа каждый день с 9 до 18 час.), для этого пришлось освободить в гараже угол, за что получил нарекание от отца, уж очень ему жалко было барахло, годами валявшееся в этом углу. Затем черед дошел и до шпангоута, честно говорю, что особо ничего не вымерял, шпангоут на эпоксидном клее и шурупах получился вполне. В качестве клея поначалу использовал судовую ремонтную аптечку, которая валялась в гараже энное количество лет, подозреваю не менее 25, но клей связывался нормально, в зависимости от количества отвердителя, хотя все добавлялось на глаз и температура окружающей среды была достаточно низкой +5 - +10 градусов ( широта Крыма).

  Затем очередь дошла и до фанеры. Ввиду того, что напарник "съехал с темы", я решил, что фанеры достаточно, для постройки приличной лодки (длина 4 метра) то бишь 1,5 + 1,5 + 1 метр с небольшим, высота борта, без учета развала 60 см (1.25/2), получалось вполне вместительно, можно брать народ, тем более есть кого.

  Нарисовал линию разреза на листах и попробовал распилить один лист ручной ножовкой, но не тут то было: березовая фанера - достаточно крепкий материал и, пропилив энное количество сантиметров, понял, что постройка лодки может растянуться по времени и силам, решил искать электроинструмент. Т.к купить свой не представлялась возможным (см. раздел зарплата), решил, что надо искать у друзей, благо такие в г. Владивостоке еще имеются. После непродолжительных поисков нашел электролобзик, но т.к дали видно с полотном по металлу, отставил лобзик от греха подальше, фанера горела , а пилиться не хотела. И тут, совершенно отчаявшись и решив все-таки купить свой лобзик с полотнами, узнаю, что у двоюродного брата есть ручная циркулярка, да плюс электрофуганок (ура!). Пообещав поставить бутылку (родня ведь), схватил инструмент и полетел опробовать в деле. Результат превзошел все ожидания, браво компании Макита, пила резала фанеру как зверь. Несмотря на большой диаметр диска, порядка 250-300 мм, получался даже криволинейный пропил большого радиуса. Раскроив фанеру и сложив заготовки стопочкой, с чувством полного удовлетворения поехал домой спать, т.к утром надо было на работу.

  На следующий день решил сшивать листы. В целях придания лодке более привлекательного вида решил сделать заусовку листов (считаю необязательным при первой постройке лодки). Электрофуганок отлично справился, только оборвал листы на краях, но ничего, решил, что заделаю эпоксидкой и стеклотканью.

  Подготовив листы к склейке, замесив достаточное количество клея (на два стыка), начал собирать борта и транцы, скрепляя стыки при помощи мелких гвоздиков. После того как собрал все корыто, без днища и шпангоутов, очень удивился, какая хлипкая получается конструкция (как же потом я буду по морю-то ходить?). При попытке водрузить эту конструкцию над машиной в гараже на заранее приготовленные поперечные трубы, сломался один стык (понадеялся на крепость клея, мало забил гвоздей). В расстроенных чувствах поехал домой.

  Отступление.
Во многих делах, когда что-то не получается, есть большое желание забросить все это гнилое дело, тем более если занимаешься один без посторонней помощи. Но потом проходит определенное время, как правило бессонная ночь, в результате которой, анализируя ошибки и находя решение проблемы, приходишь к мысли, что не все так критично, что есть силы и желание продолжить начатое дело.

  Вытащил корыто, начал соединять днище при помощи проволочных скрепок, конструкция стала приобретать необходимую жесткость, но борта все равно хлюпали. Закончив со сращиванием корпуса, начал заготовку лент из стеклоткани для проклеивания швов. Для этого использовал ткань, находящуюся все в той же судовой ремонтной аптечке. Конечно, лучше использовать ленту соответствующей ширины, но таковой на момент начала строительства я не нашел. Лента получается с осыпающимися краями, ее трудно промазывать клеем, нитки сыплются и путаются в шпателе, но другого варианта не было, поэтому приходилось мучиться дальше.

  После проклейки определенного количества швов заканчивается стеклоткань, возникает проблема покупки новой, но тут неожиданно встречается старый знакомый, у которого в гараже оказывается необходимая лента, которую он дает безвоздмезно, т. е. даром (все таки есть что то или кто то наверху ;-). Вся лента благополучно ушла на стыки.

  Дошла очередь и до установки шпангоутов. Т.к. длина лодки увеличилась по сравнению с аналогом, потребовался еще один шпангоут, который тут же был сделан по месту. На оба шпангоута водрузил по банке , которые сделал из досок, подходящих по толщине.

  Т.к. лодку планировал все таки использовать под мотором, кормовому транцу уделил особое внимание. На внешний лист пошла фанера 10 мм, затем две доски 20 мм, которые накрыл листом фанеры 6 мм плюс две кницы. В итоге все, конечно, утяжелило конструкцию, но зато прочность оказалась значительной (испытано на моторе Меркюри в 15 л.с.).

  После определенного момента в строительстве лодка приобрела значительный вес, я уже не мог самостоятельно установить лодку на место, поэтому дальнейший этап строительства проходил в перевернутом состоянии под потолком гаража. Спасибо мужикам, членам гаражного кооператива, они помогали на некоторых этапах вытаскивать лодку из гаража и возвращать на место.

  Установил привальный брус, который был склеен из трех реек, после чего лодка была готова к покраске. Изучая рекомендации строителей лодок, пришел к выводу, что обклеив днище лодки стеклотканью в два - три слоя я получу такой вес лодки, что вдвоем ее не только будет невозможно поставить на багажник авто, а планировалась именно такая транспортировка, но и вообще придется использовать прицеп, что вообще то не входило ни в какие планы. Поэтому принял решение проолифить лодку на два раза и покрасить. Плюс этот вариант предпочтителен по экономическим соображения.

  Готовая лодка изнутри выглядела очень симпатично. Решил внутреннюю часть покрыть прозрачным лаком, для этого пошел в магазин для поиска подходящего. Подойдя к полке с "Тикурилой", понял, что цены на данный продукт буржуинской нефтехимии достаточно завышены, поэтому свой выбор остановит на турецком, о чем впоследствии не пожалел, т.к. лак выдерживает попадание бензина. Покрыв лаком внутреннюю часть на два раза и покрасив наружный борт и днище обычной ПФ-115, получил законченный продукт.

  Пространство под носовой банкой забил пенопластом и сделал глухую крышку, кормовую банку и борта в корме также обклеил пенопластом. И еще, уключины сделал на заводе, сказали что нержавейка, но потом поржавела, обманули. Весла также самодельные: одно обточено из клееного бруса, второе - цельное, лопасти закрепил на деревянных штифтах и обмотал стеклотканью (за сезон не сломались).

"Джонбот" на веслах.
"Джонбот" на веслах. Транец почти выходит из воды и не тянет ее за собой.

  Итого на лодку ушло 4000 рублей (2003 год): фанера, шурупы, краска, лак, клей, уключины, веревка, якорь, цепь. Плюс порядка двух месяцев работы одного человека по вечерам и выходным.

  На рыбалку ходим втроем-вчетвером, грузоподьемность достаточная. Самый дальний поход - бухта Алексеева о. Попова. Вдвоем с вещами на три дня под ямахой 8 сил спокойно выходит на глиссирование. Лодку еще не регистрировал в ГИМСе, планирую в этом году. Обидно, что Приморские предприятия, "Прогресс", например, не выпускают простейшие дюралевые лодки подобного класса, которые бы пользовались спросом у определенного круга покупателей.

  P.S. пожалел, что не принял участие в акции "Чистый берег" из-за того, что лодка незарегистрированная.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100