Водоизмещающая лодка "ВИТА"



Лодка, описываемая в статье, на ходовых испытаниях.
Лодка, описываемая в статье, на ходовых испытаниях.

  Лодка задумывалась как средство для отдыха на воде с возможностью отдыхать, не выходя за ее пределы ,а так же возможностью использовать различные двигатели/движители в т.ч. электромотор и парус. Также хотелось иметь минимальный сухой вес корпуса, без всего что можно снять, для спуска на воду силами не более 2-х человек. Для упрощения изготовления решил применить технологию "сшей и склей", так как возиться со стапелями и шпангоутами не хотелось. Обводы зимой подбирал в программе "Carene", перебрав множество вариантов пришел к следующим параметрам:

Основные данные обводов в программе "Carene".
Основные данные обводов в программе "Carene".

Данные для скул и бортов в программе "Carene".
Данные для скул и бортов в программе "Carene".

  В результате получил следующие обводы, где видна статическая ватерлиния. При загрузке 350 кг расчетная осадка 17 см при весе 1кв.м. обшивки 4кг. (после покупки ФСФ 5,5мм определил вес и получил 3,2кг на 1 кв.м.). С учетом оклейки вполне можно уложиться в расчеты.

Теоретический чертеж лодки в программе "Carene".
Теоретический чертеж лодки в программе "Carene".

Основные расходные материалы
  • Фанера ФСФ 5,5мм - 18 листов;
  • Фанера ФСФ 10мм - 2 листа (из них один на верстак);
  • Доски строганные 18мм -около 10 шт 6 метровых;
  • Эпоксидка 6 шт. по 5 л + 3 уп. отвердителя по 1 л + 1 уп. пластификатора;
  • Стеклоткани пошло 25 п/м шириной 90см;
  • Саморезы разные, краска.
    Инструмент

      Циркулярка, эл. лобзик, электрорубанок, ножовка, угольник большой плоский, болгарка, ленточная шлифмашинка, дрель, шуруповерт, паяльная лампа, фен, труба квадратная 40х40 мм длиной 2м + уровень.

    Рабочее место

      Верстак вдоль задней стены дома.

    Верстак вдоль задней стены дома.
    Верстак вдоль задней стены дома.

      Слева на углу лист фанеры 10мм, далее рейки с зазором по 80 см. Общая длинна 6м. Все это надо закрывать от дождя и росы.

    Процесс постройки.

      Первая операция - подбор лучших листов для корпуса (я бы даже сказал наружных сторон листов), т.к. у меня была ФСФ сорта 4/4. Далее распустил на полосы - и можно заусовывать. Этой операции я немного опасался, а оказалось все довольно просто. По времени заусовка одного стыка шириной около метра занимает 10 минут. На угол верстака с напуском 2-3 мм кладется первый лист и на него со сдвигом 55 мм второй, на втором на расстоянии от края те же 55 мм чертится линия. Далее лист прижимается к верстаку с наружной стороны струбциной, с внутренней - саморезом через прокладку из куска доски, посередине - кирпичами. После посмотрите, пройдет ли рубанок. Если все нормально, то строгаем, но аккуратнее при выходе с листа - рубанок проваливается, поэтому будте внимательней, особенно ближе к концу. Строгаем так на верхнем, не доходя 2-4 мм до начерченной линии, на нижнем - не снимая последний лист шпона. На этом строжку заканчиваем. Далее болгаркой диском вниз левой стороной диска движением слева направо ведем по фанере и добиваемся, чтобы все слои фанеры на срезе имели равные размеры, в нашем случае 11 мм. (конечно плюс-минус).

      ВНИМАНИЕ! Камень болгарки для этого не предназначен, но я делал так. Последние штрихи я доводил ленточной шлифмашинкой.
    УФ! Печатал про это дольше чем делал!

    Листы фанеры, закрепленные для заусовки.
    Листы фанеры, закрепленные для заусовки.

      Примерно так но лучше фото нет.

    Окончательно обработанные "на ус" кромки листов фанеры.
    Окончательно обработанные "на ус" кромки листов фанеры.

      Это то, что должно получится!

      Далее - склейка полос фанеры. Я клеил только первых два раза по одному стыку, далее по два а то и три, кладя сверху следующую пару! Под местом склейки обязательно ребро жесткости. У меня в этом месте верстака была доска 40х150 на ребро. Подстилаем полоску полиэтилена шириной 20-25 см. Кладем и примеряем листы, выдерживая прямую линию с помощью 2 метровой рейки, далее фиксируем нижний (по стыку) лист от сдвига. Делаем метки на верхнем листе и верстаке. Далее переворачиваем верхний лист на себя и кладем острым краем вниз навстречу другому острому краю. Мажем клеем обе стороны, берем перевернутый ранее лист и возвращаем его по меткам в нужное положение. Кладем сверху полоску полиэтилена, фиксируем и придавливаем склейку подручными средствами и ждем до следующего утра!
    Да! Остатками клея можно залить доступные сучки и дефекты! Чтобы в месте стыка не было утолщения, нужно чтобы листы не переезжали, а не доезжали при надвигании друг на друга. Да, не забудте про ориентацию листов в парных полосах т.к. с одной стороны лист фанеры гораздо лучшего качества!
    После изготовления полос по данным программы программы разметил и вырезал листы, заготовил скрепки и сшил дно.

    Сшивка днища с прилегающими полосами бортов.
    Сшивка днища с прилегающими полосами бортов.

      Паралельно клеил транец.

    Заготовка транца.
    Заготовка транца.

      Транец трехслойный, фанера 5,5 + доска 18х140 (по периметру), включая обнижение под крепление мотора и вертикальные в местах крепления продольных листов рундуков (на снимке видны некоторые грани досок).
    Доски, наклееные к дну и бортам, имеют припуск для снятия малки. Фанеру транца изнутри лодки вклеивал после предварительной склейки лодки изнутри.

      Сделал стапель из двух лафетин, подогнав по уровню. Далее подогнал транец.

    Соединение транца с днищем.
    Соединение транца с днищем.

      К сожалению, снял в положении макро, но принцип ясен.
    Далее взял борта, соединил их слегка в носу, поставил на днище, прикрепил парой саморезов сверху с боков к транцу, и пошел шить от кормы к носу по очереди примерно по метру каждый борт. Когда подошел к носу, удивился: все сошлось тик в тик.

      Скрепки для сшивки.

    Скрепки, заготовленные для сшивки.
    Скрепки, заготовленные для сшивки.

      Технология сшивки есть на сайтах. Делал как там написано. Сделал перегородку каюты (она у меня 2,45 м от транца по "Carene"). Данные до планширя взяты из программы. Так как ширина по планширю более 1,525 м (ширина стандартного листа фанеры), приклеил недостающий кусочек прямо в стык. Технология также была на сайтах. Предварительно, правда склеил и сломал образец. Сломался по фанере, а не по стыку. Верхний радиус перегородки определила заготовленная зимой и прокатанная по радиусу труба 20х40 (под усиление в месте будущего крепления мачты).

    Подгонка переборки каюты..
    Подгонка переборки каюты.

      Разметил положение перегородки в корпусе, сделал сверху небольшие направляющие (видны на снимке) для фиксации верхней части, а также для вжимания вниз с помощью саморезов, чтобы прижать низ перегородки к днищу. По нижней линии сдвигал вперед - назад легкими ударами по перегородке. Перегородку до окончательной установки приходится несколько раз вставлять и вынимать при работе. После придания корпусу формы перегородку вынул и склеил корпус внутри. В качестве наполнителя для смолы использовал древесную пыль (выдержки 15 лет) - столько пролежал чулок от шлифмашины после шлифовки паркета в полученной квартире.
    ВСЕ КОГДА ТО ПРИГОДИТСЯ!

    Установка внутреннего привального бруса.
    Установка внутреннего привального бруса.

      Приклеил брусок окантовки. Причем, как видно, сначала прижимал струбцинами, а как оные быстро кончились, стал прижимать саморезами, так они и остались(на переднем плане).

    Для придания корпусу нужной формы используется распорка.
    Для придания корпусу нужной формы используется распорка.

      Вид в нос. Вот корпус перед переворотом, если приглядеться - видны скрутки.

    Корпус перед переворотом.
    Корпус перед переворотом.

      Далее корпус перевернул и проклеил швы снаружи. Проволоку снаружи просто аккуратно выкусил бокорезами с хорошими острыми кончиками губок. К сожалению, снимков этой операции нет, но это не сложно. Да, стеклоткань отжигал паяльной лампой прямо на верстаке. Сначала с одной стороны, потом, перевернув, с другой. На полоски резал макетным ножом, лучше непосредственно перед оклейкой. При оклейке применял фен обыкновенный для прогрева тех мест, где ткань плохо берет смолу, помогает.
    После этого корпус перевернул, и вклеил доску 18х140 внутри по линии киля. В качестве прижимов использовал валуны, коих у меня на участке хватает!
    Далее вклеил перегородку, предварительно ее подготовив, т.е. оклеил наружную сторону, сделал паз под щиток, отверстия лючков в ту отдельную часть рундуков что доступна из каюты. К сожалению, в этот период фотик забастовал (отсырел) и не включался. Часть процесса выпала, поэтому опишу дальнейшую последовательность.
    Вклеил пол каюты, он лежит на килевой доске посередине и повторяет ее небольшой подъем к носу. К доске приклеен и притянут саморезами к дну и бортам эпоксидкой ( опять же жесткость в этом месте не помешает). Далее приклеил бруски под койки. Высота койки над полом 200мм. На снимке ниже видны места головок после шпаклевки. Койка имеет закрываемй вырез. Т.к. наклон бортов здесь постоянен, то зная размер койки по задней стенке рубки, положив лист сверху и приложив его к стенке, разметить просто.
    После установки койки взялся за рубку. Рубку делал по месту и имевшимся стеклам с двойной кривизной. Поэтому сначала врезал стекла в фанеру и по полученной форме подгонял по месту. Времени и раздумий на это ушло много. И в конце концов конструкция рубки была сделана, нос зашит.

    Обшитый корпус с установленной рубкой.
    Обшитый корпус с установленной рубкой.

      Далее делал кокпит.

    Установка рундуков в кокпите.
    Установка рундуков в кокпите.

      Вертикальные стенки рундуков разметил по данным программы минус обнижение относительно бортов. Приклеил к ним верхнюю рейку, вставил и вклеил снизу к дну. Привернул на клею рейки по периметру скамеек. Врезал рейки для люков и перегородок. Получилось по три отсека с каждой стороны. Первые, с доступом из каюты, для продуктов и другого нужного в каюте. Средние - для моторов (подвесного, электрического), бензина, инструмента и других конструктивных деталей и вещей. В кормовых - блоки плавучести, расходный бак и пр.
    Далее установил перегородки. После этого врезал швертовый колодец, сделал стенку между рундуками по заднему краю колодца, палубный настил, крышку отсека колодца. Подогнал щиток рубки.

    Подгонка шитка рубки.
    Подгонка щитка рубки.

      Лодку перевернул, подшпаклевал.

    Подготовка лодки к оклейке днища.
    Подготовка лодки к оклейке днища.

      И оклеил, в этом процессе помогала жена, лодка ВИ+ТА (первые слоги наших имен), вот так. После этого подумал и приделал небольшую лыжу. Покрасил днище, потом борта.

    Оклеенная лодка с установленной защитной лыжей.
    Оклеенная лодка с установленной защитной лыжей.

      После этого взял тележку, ( у меня была сделанная под лодку СКИФ). Положил сверху, и быстро по месту сделал ложементы. Лодку перевернули и втроем перенесли на тележку. Сделал вырез в транце, померил, навесив мотор.

    Днище и борта окрашены, лодка на кильблоках.
    Днище и борта окрашены, лодка на кильблоках.

      Оклеил крышу и нос, вместо стеклоткани использовал ультрасил, ткань для укрывания грядок, нагрузок тут особых нет, она не гниет, так что это возможно мое НОУ-ХАУ! По крайней мере, сообщений об этом пока не встречал, да и при слове стеклоткань я, даже сейчас, начинаю чесать руки.

    Рубка и носовая палуба оклеены.
    Рубка и носовая палуба оклеены.

      Лавки не оклеивал, т.к. смола заканчивалась. Покрасил сверху.

    Окрашены рубка, кокпит и палуба.
    Окрашены рубка, кокпит и палуба.

      Установил привальную планку, окна на силиконовом герметике и люк.

    Завершающие штрихи отделки.
    Завершающие штрихи отделки.

      Ну вот, можно и на ходовые.

    Лодка готова к испытаниям.
    Лодка готова к испытаниям.

      И в ближайший выходной, окропив шампанским, спустили на воду. Этот процесс я не снимал, т.к. вспомнил про фотоаппарат только придя домой.

    Первая проба воды.
    Первая проба воды.

      Ну вот мы и на ходу!

    Хорошо идем!.
    Хорошо идем!.

      Налегке!

    Лодка на ходу с минимальной загрузкой.
    Лодка на ходу с минимальной загрузкой.

      И еще!

    Лодка на ходу с минимальной загрузкой.
    Лодка на ходу с минимальной загрузкой.

      Теперь немного о полученных результатах ходовых испытаний.

    Скорость под ПМ 5 л.с.

  • 5 чел - 12,4~12,7 км/час;
  • 3 чел - 13,2~13,5 км/час;
  • 2 чел - 13,7~14,0 км/час;
  • 1 чел - 16 км/час.
    Расход топлива при максимальной скорости - 2,3 л/час.

    Скорость под электромотором 0,3 л.с.
  • 2 чел - 6,7~7,0 км/час.

    скорость измерялась GPS-навигатором.

    ВОТ И ВСЕ ПОКА!

      Автор и исполнитель идеи.

    Автор и строитель лодки за румпелем.
    Автор и строитель лодки за румпелем.

      ПРОДОЛЖЕНИЕ БУДЕТ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ!

      "Вита" под парусами (продолжение).

    Рейтинг@Mail.ru
    На главную страницу
    Rambler's Top100