"ВИТА" под парусами



 Зимой занялся шитьем парусов. Конструкцию парусного вооружения выбрал классическим типа шлюп. Мачта и гик были изготовлены (склеены) прошлым летом, поэтому все основные размеры были известны. Использовал программу для раскроя Sailcut CAD (freeware).

Картинка паруса (стакселя) в программе
Картинка паруса (стакселя) в программе

 Материал для парусов нашел по старым друзьям. Для грота два старых крыла от самодельного дельтаплана (плотность 240-250г/м). Для стакселя кусок нового дакрона 4кв.м (плотность130-140г/м). Распорол крылья, разгладил, прикинул по раскрою - хватило без сшивки полотен по длине. Нитки применил капроновые, стоимость которых да десятка поломанных иголок, составили себестоимость парусов ( и никаких зеленых за кв.метры!) Кстати, программа дает очень грамотный раскрой с малым количеством отходов. Паруса шил дома на кухне, раскладывал в узком коридоре, так что то, что получилось увидел только в деревне и результатом был вполне удовлетворен. В общем, чуть сложнее пошива палатки, материал по раскрою резал на куске ДСП (старой полке) паяльником, склеивал скотчем и строчил зигзагом на старенькой “Чайке”

Парус в коридоре.
Парус в коридоре.

 Мачта деревянная, склеенная из реек L=6,3м установлена на дуге из прямоугольной трубы 20Х40 мм с усилением из трубы 20х20мм и боковыми стойками для передачи нагрузок от мачты на корпус.

  К дуге привернуты угольники и к ним через крышу 4 болтами крепится подпятник(степс)мачты. Да, щиток закрывающий каюту, разрезал пополам и соединил на рояльной петле (теперь он складывается и убирается в бортовые банки).

Конструкция мачты и гика взята из “15 проектов”. Там же подробная технология изготовления. Мачта имеет пятку, которая своим отгибом надевается на 8мм болт и раскрепляется штагом и вантами.

 Под штагом нижняя оттяжка и карабин с фалом подъема переднего паруса.

Крепление штага и вант к мачте и блока подъема паруса (кстати блочки куплены в местном хозмаге!)
Крепление штага и вант к мачте и блока подъема паруса (кстати блочки куплены в местном хозмаге!)

 Крепление вант к борту.
Натяжение вант производится талрепами, ослабив которые мачту можно приподнять, выдвинуть вперед из скобы и, аккуратно подвинув к борту, опустить (вес мачты около 11кг ).

 Сделал закрутку гика. У основания мачты с двух сторон установил утки для крепления шкотов подъема парусов.

Шкотовый конец грота.
Шкотовый конец грота.

 Мачта и гик имеют ликпаз, в который заходит окантовка(ликовка) паруса, сделанная из 8 мм капронового шнура.
Ликпаз фрезеровал до склейки соответствующих деталей мачты и гика ручной фрезерной машинкой.

 Верхний угол грота обшил для жесткости с двух сторон тонким ~0,5мм стеклотекстолитом.

 Рулевое устройство сделал из 2-х одинаковых рулей.

 На перья рулей пошли оставшиеся после изготовления рубки куски фанеры в форме стекол, каждое склеено из двух. Получилась толщина 11мм. Остальное из имевшихся подручных материалов.

К транцу крепление с помощью обычных петель (может не очень эстетично, но вполне работоспособно)
К транцу крепление с помощью обычных петель (может не очень эстетично, но вполне работоспособно)

 Между ними спокойно помещается подвесной мотор (бензо или электро). Причем управлять рулями под мотором приятнее, так как на них отсутствует вибрация на румпеле. Шверт изготовил из стального листа 1250х400мм простой ножевой конструкции.

 Швертовый колодец из 10мм фанеры находится в отдельном отсеке, в котором разместил так же аккумуляторы в винипластовых поддонах. Справа лежит 12мм микропористая резина для герметизации колодца при ходе под мотором. Аккумуляторы являются одновременно и балластом, повышающим остойчивость, что весьма существенно при ходе под парусами и малоопытном экипаже, а других экипажей у меня просто не было. Аккумуляторы можно подзаряжать от генераторной катушки, которую зимой поставил на мотор. Емкости их достаточно чтобы под э/мотором пройти до 40км по спокойной воде.

 Отсек закрывается листом 10мм фанеры.

 Теперь о каюте (общий вид) с пассажиром для масштаба.

 На полу каюты место для шверта при ходе под мотором в носу место для парусов. Для фиксации люка установлены телескопические стойки.

 Фанерные койки покрыты съемным матрасом.

 Вырез на ночь можно закрывать крышкой.

 Под потолком вешалки для одежды.

 На вход при ночевке желательно что-то в виде марлевого полога, иначе донимают комары, а при закрытом щитке летом душно. Пока продумываю варианты. В кокпите сделал съемную лавочку(банку).

 Теперь общий вид лодки и парусного вооружения. Для сохранения формы грота поставил 4 латы из 3-х мм фанеры.

 На взгляд со стороны вроде пропорции соблюдены.

Ну и лодка на природе.
Ну и лодка на природе.

Фото с мыльницы.
Фото с мыльницы.

И ещё.
И ещё.

И ещё.
И ещё.

 Теперь о полученных ходовых качествах. Скорость под б/мотором при 3-х чел. упала до 11,5-12км в час под э/мотором до 5,7-6км в час. Это результьтат возросшего примерно на 120 кг сухого веса (паруса, мачта, такелаж, шверт, рули, аккумуляторы, якоря и пр.) Максимальная скорость под парусами в походе при экипаже 3-х чел. по GPS 10,8км в час (ок 6 узлов!) При встречном ветре под парусами, идя под углом примерно 45 градусов к нему, лодка развивала скорость до 9,5 км в час. При ходе под парусами лодка на руле не лежит, что порадовало, значит лодка нормально отцентрована. Думаю, что результаты для лодки этих размеров вполне нормальны, а получаемое удовольствие вполне оправдывает все затраты!

 ВОТ И ВСЕ....!

 Ну и конечно автор, изготовитель и капитан сего парусно-моторного судна за румпелем!


К О Н Е Ц

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100