Пояснения к расчёту скорости


  Для чего нужно рассчитывать скорость лодки? Вопрос далеко не такой праздный, как может показаться с первого взгляда. Дело в том, что собираясь приобретать судно, его потенциальный владелец связывает с будущим приобретением определённые планы. И если лодка не покажет тех скоростных качеств, каковые "обещает" рекламный проспект, покупателя может ждать серьёзное разочарование. И дело тут вовсе не в огорчении любителя быстрой езды от того факта, что лодка развивает скорость на пару километров в час меньше обещаной. Дело в том, что в последнее время многие производители и, особенно, многочисленные дилеры-дистрибюторы-продавцы, совершенно беззастенчиво приводят сильно завышенные, просто фантастические значения скорости. А если судно не достигло заявленной скорости, то и расход горючего на единицу пройденного пути будет соответственно гораздо больше ожидаемого. При большой нагрузке лодка может вообще не выйти на глиссирование, будет идти в водоизмещающем режиме и расход горючего при этом будет просто огромным.

  В результате водномоторник столкнётся с необходимостью нести значительно большие эксплуатационные расходы, чем те, на которые он рассчитывал изначально. Возможно, ему придётся покупать более мощный мотор для обеспечения выхода на глиссирование с большой нагрузкой, и на перепродаже старого мотора он также потеряет немалые деньги.

  Возможна и противоположная ситуация: не доверяя рекламе продавцов, водномоторник приобретёт слишком мощный мотор. Эксплуатация лодки под таким мотором будет затруднена из-за большого веса мотора, чрезмерного расхода горючего, может быть просто опасной. Просчитав же скорости лодки под моторами различной мощности, потенциальный покупатель может убедиться, что достаточно использовать мотор меньшей мощности, сэкономив тем самым как деньги при его покупке, так при эксплуатации. Кроме того, менее мощный мотор как правило менее шумный.

   Распространено мнение, что скорость строящегося катера точно рассчитать невозможно.

   Действительно, различного рода эмпирические формулы, номограммы и упрощенные методы расчета скорости катеров не учитывают всего многообразия факторов, влияющих на действительную скорость катера (например, качество регулировки систем двигателя, окраски корпуса). Однако это справедливо только применительно к конкретному катеру, для которого все множество факторов, влияющих на его скорость, суммируется в двух основных обстоятельствах: удачна или неудачна конструкция катера, в хорошем или в плохом состоянии его корпус, механизмы и устройства. Если же говорить об определении скорости катера в процессе проектирования упрощенными, а на самом деле обобщенными методами, то нет основании к столь пессимистическому выводу. Проектируя новый катер, рассчитывают скорость, которую должен иметь создаваемый катер при выбранном двигателе, размерениях, нагрузке, а не ту скорость, которая может получиться, если проект судна будет выполнен неумело или, наоборот, если ранее не проверявшееся нововведение окажется исключительно удачным, эффективным и приведет к заметному увеличению скорости катера. Никто не проектирует заведомо неудачные катера, и немногие берутся гарантировать успех от применения не проверенного, не исследованного ранее усовершенствования обводов или конструкции! Если расчет скорости катера рассматривать с изложенной точки зрения, то любой метод, основанный на квалифицированной обработке проверенных данных по большому числу испытанных катеров, которые являются обычными удачными катерами, может быть использован при проектировании. Вопрос лишь в том, чтобы принятый метод расчета соответствовал типу проектируемого катера, чтобы номограмма для расчета скорости гоночного глиссера не использовалась для расчета скорости мореходного туристского катера; чтобы метод расчета скорости, разработанный путем обработки результатов испытаний моторно-парусных яхт, не применялся при проектировании быстроходных мотолодок и т. д.

  Вниманию читателей предлагается три программы, позволяющие прямо в online-режиме выполнять примерные расчёты скорости лодки:

   Программа расчёта скорости №1

   Программа расчёта скорости №2

   Программа расчёта скорости №3

  Программа №1 рассчитывает скорость лодки с малой нагрузкой (одним водителем на борту). В качестве исходных данных используются размерения судна. Предполагается, что судно построено по некоей стандартной не революционной технологии, поэтому этот расчёт даёт хорошее совпадение результатов с реальными скоростями большинства привычных "дюралек" и прочих "жёстких" судов. Для надувных лодок и некоторых современных облегченных "дельтавидных" в плане лодок эта методика даёт заниженные значения скорости.

  Программа №2 позволяет учесть водоизмещение и ширину глиссирующего участка днища.

  Программа №3 учитывает водоизмещение и позволяет выбрать тип судна для расчёта.

  Для оценки скоростных возможностей лодки имеет смысл посчитать её максимальную скорость всеми тремя способами, а скорости при различных нагрузках - программами №2 и №3. При этом не следует пытаться найти среднеарифметическое значение полученных разными способами величин - точность от этого не улучшится. Однако, несмотря на приблизительность расчётов, истинное значение скорости практически всегда будет "охватываться" найденными расчётами значениями и позволит принять правильное решение при оценке скоростных и экономических возможностей приобретаемого судна.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100