Самостоятельная постройка моторных лодок.


Мореходная мотолодка из водостойкой фанеры, оклеенной стеклопластиком.

  Что побуждает людей заниматься постройкой маломерных судов, тратить силы, средства и свободное время вместо того, чтобы приобрести нужное плавстредство в магазине? Ответ на этот вопрос совсем не прост.

  В СССР производство лодок, катеров и моторов достигло своего пика в середине 70-х годов. Тогда промышленность ежегодно поставляла в торговую сеть свыше 150 тыс. лодок различных типов (не считая надувных) и около 200 тыс. подвесных моторов. Всё это количество успешно реализовывалось в торговой сети с дефицитом.

  И даже в те годы находилось немало людей, бравшихся за самостоятельную постройку малых судов. Промышленность не могла тогда полностью удовлетворить разнообразные требования, которые предъявляют любители отдыха на воде к конструктивным и эксплуатационным качествам малых судов. В ассортименте серийной продукции отсутствовали комфортабельные катера, парусные и парусно-моторные суда, дешёвые и простые мотолодки. Заводы медленно осваивали выпуск быстроходных мотолодок с новыми мореходными типами обводов, наиболее подходящими для плавания на крупных водоёмах - "глубокое V", тримараны, "сани Фокса" и др. Не производились и лёгкие лодки, пригодные для перевозки на верхнем багажнике автомобиля.

Каноэ под маломощный мотор "Салют", построенное П. Шамраем. Подобные лодки не выпускались отечественной промышленностью.

  Основную массу выпускаемых лодок составляли практически однотипные четырёхместные глиссирующие "дюральки", обладавшие, к тому же, существенными недостатками, такими, как малая прочность корпуса, недостаточная мореходность или же склонность к коррозии. Именно недостаточные ассортимент и качество серийных лодок в основном заставляли любителей браться за самостоятельную постройку, хотя в те годы едва ли самостоятельно построенное судно получалось дешевле серийного.

  За прошедшие с тех пор годы многое изменилось. В 80-е годы большой урон маломерному флоту и судостроительной промышленности был нанесён абсолютно необоснованной политикой запретов и ограничений на эксплуатацию мотолодок в различных водоёмах страны. Производство лодок и моторов тогда было сокращено во много раз, свёрнуты передовые разработки в области моторостроения. За десятилетие же бестолковых ельцинских реформ уровень доходов подавляющего большинства населения катастрофически снизился. И хотя некоторые заводы возродили производство лодок и моторов, громадные накладные расходы или желание получить сверхприбыль, большие налоги, низкая интенсивность труда, а также малая серийность — вот основные причины, которые мешают выпуску конкурентоспособной российской продукции, несмотря даже на низкую заработную плату. Зачастую совершенно неоправданно для производства алюминиевых и стеклопластиковых лодок применяются импортные материалы, хотя отечественные синтетические смолы и металл зарекомендовали себя с наилучшей стороны при значительно меньшей стоимости. Играет свою роль и совершенно пассивное отношение многих предприятий к рекламе своей продукции и маркетинговым исследованиям.

  Конечно, наблюдаются и положительные тенденции: налажено, наконец, производство надувных моторных лодок, комфортабельных катеров и яхт представительского класса. Однако, выпуск этой продукции, не рассчитанной на массового покупателя, не идёт ни в какое сравнение с достигнутыми ранее показателями.

  Стало проблематично даже купить подержанную "дюральку", так как такие лодки всё чаще становятся добычей сборщиков цветных металлов. В наши дни самостоятельно построить лодку - зачастую единственная возможность приобщиться к полноценному отдыху на воде. При самостоятельной постройке судно обойдется в сотню раз дешевле, чем при заводской. Даже если вы наймете специалиста для производства основных работ, вы все равно выиграете по стоимости: ведь не придется оплачивать накладные расходы или сверхприбыль, а также сверхналоги. Раньше основной проблемой были дефицит и невозможность официального приобретения материалов, невозможность заказать дельные вещи и другие металлические детали. Сейчас все можно купить и заказать.

Пример неудачного дизайна мотолодки. Внешний вид её всегда был предметом насмешек, хотя лодка была построена очень быстро.
  Разумеется, немаловажным фактором обращения к самостоятельной постройке судов является и сам увлекательный, творческий процесс строительства, когда приходится осваивать начала нескольких специальностей - судового сборщика, столяра, маляра, механика, парусного мастера и др. Судостроитель- любитель, даже если он создаёт судно по готовому проекту, всегда становится соавтором конструктора, ибо нередко ему приходится перерабатывать чертежи, вносить изменения, связанные с использованием более доступных материалов, двигателя, наконец, вызванное желанием сделать судно более комфортабельным. Естественно, что и плавание на судне, построенном своими руками, доставляет его владельцу наибольшее удовлетворение. Даже в такой стране, как США, где выпуск маломерных судов в 2 раза превышал наши лучшие показатели при несравненно более широком ассортименте, и уровень жизни без проблем позволял практически каждому американцу купить как минимум глиссирующую мотолодку, всегда были и есть судостроители - любители.

  Итак, строить можно и нужно. Но чтобы успешно довести задуманное дело до конца, не растянув его на долгие годы, чтобы построенное судно было безопасным, экономичным и красивым, чтобы не было мучительно больно за потраченные время, силы и средства, следует придерживаться определённых правил.

  1. Что строить?

  Ставь перед собой достижимые цели! Если любитель впервые берётся за самостоятельную постройку судна, настоятельно рекомендуется воспользоваться готовым проектом возможно более простой и технологичной лодки, рассчитанный на применение минимума дефицитных и дорогих материалов. Простая лодка - вовсе не значит "плохая". К сожалению, многие отечественные серийные мотолодки имели черезчур сложную конструкцию, автоматически заимствованную их конструкторами у значительно более крупных военных катеров. Современные технологии позволяют создавать лёгкие, прочные и значительно более простые в изготовлении малые суда. Также не следует увлекаться большими размерами судна. Большие размеры - это автоматически и большая стоимость, поэтому наиболее подходящим первым судном будет небольшая мотолодка, постройка которой не отнимет много сил и средств. В дальнейшем, почувствовав желание и возможности, можно всегда успеть построить большой катер или яхту.

Удачная надувная мотолодка с жёстким углепластиковым днищем, построенная В. Румянцевым. Однако, для постройки начинающими любителями её конструкция слишком сложна.

  2. Из чего строить?

  Большая часть катеров и яхт за рубежом строятся из стеклопластика, что при выпуске серийной продукции требует относительно небольших затрат труда при значительной стоимости материалов. Однако, при единичной постройке чисто стеклопластикового судна приходится строить фактически два корпуса: матрицу или пуансон и сам корпус, соответственно, трудозатраты при этом удваиваются. Поэтому стоимость таких судов, особенно построенных из зарубежных материалов, может оказаться даже выше зарубежной.

  Взгляд на дерево и фанеру как на архаичные материалы вряд ли справедлив. Клееные деревянные конструкции (с применением фанеры) по удельной прочности превосходят стеклопластик, уступая только дорогим многослойным конструкциям на базе угле- и органопластиков. Не все однозначно и с долговечностью. Можно встретить вполне исправные фанерные мотолодки и катера (фанера ФСФ, латунный крепеж и оклейка стеклотканью), возраст которых приближается к 40 годам. В то же время не редкость и стеклопластиковые лодки, у которых через 10 лет после спуска пришлось делать капитальный ремонт расслоившегося днища. Про лодку "Дельта-Т" из импортного стеклопластика, изрядно подпорченную осмосом, можно прочитать здесь. Пребывание на деревянном судне неизмеримо приятнее, чем на судне из любых других материалов. Поэтому можно уверенно рекомендовать строить лодки из фанеры на деревянном наборе с оклейкой готового корпуса стеклотканью.

  Предлагаемые вниманию посетителей сайта проекты отобраны в соответствие с изложенными принципами.

   Проекты мотолодок

Copyright © 1999 -

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу
Rambler's Top100