Каютный светодиодный 12-вольтовый светильник
из бытового 220-вольтового

  Приобретя в марте 2018 г. подержанную каютную лодку японского производства, я с некоторым удивлением обнаружил, что японцы с постройки не предусмотрели штатное освещение в каюте, и за годы эксплуатации первый её владелец не озаботился этим вопросом, и это при том, что судно было неплохо оборудовано другими полезными устройствами.

  В течении полутора сезонов эксплуатации мы освещали каюту в тёмное время суток переносным фонариком, что было неудобно: и яркость была недостаточна, и аккумулятор фонарика некстати разряжался, и сам фонарик иногда терялся.

  Наконец, терпение иссякло, и я решил оборудовать каюту лодки стационарным светильником, питающимся от бортсети.

  Светильник должен был быть экономичным светодиодным, чтобы как можно меньше "высаживать" аккумулятор и иметь аккуратный корпус лаконичного дизайна обязательно с матовым рассеивателем. Светодиодные ленты я заранее забраковал, поскольку счёл их крепление скотчем слишком "колхозным", а свечение отдельных светодиодов ленты в виде ярких точек слишком раздражающим зрение.

  В итоге был приобретён вот такой светильник за 276 рублей в крупном местном магазине электротехники, где я покупаю материалы для своей основной работы. Не буду утверждать, что это самое выгодное предложение в рознице Владивостока, но магазин слывёт недорогим, и дополнительных транспортных расходов удалось избежать за счёт совмещения покупок.

  Однако, чтобы не совершить бесполезную покупку, очень важно ещё в магазине определить, как соединены светодиоды внутри светильника для того, чтобы понять, какое напряжение подаётся на них с драйвера, преобразующего 220 вольт в пониженное постоянное напряжение.

  При лёгком нажатии на буквы "ON" на матовом рассеивателе срабатывает защёлка, и рассеиватель снимается. Становится видна печатная плата с напаянными SMD-светодиодами, которые можно пересчитать и выяснить, как они соединены. В данном случае 36 светодиодов разделены на 12 последовательно соединённых групп, в каждой группе 3 светодиода соединены параллельно. Каждый светодиод белого свечения требует 3 вольта питающего напряжения, следовательно, в данном светильнике на всю матрицу подаётся 36 вольт. Для подключения этого светильника к 12-вольтовой бортсети потребуется заменить штатный драйвер повышающим преобразователем 12 => 36 вольт, что несложно и недорого, следовательно, этот светильник можно покупать (фото кликабельно, щёлкнув на него, можно рассмотреть светодиодную матрицу на крупном фото).

  Также распространены светильники со светодиодной матрицей на 24 и 72 вольта, светильник с 72-вольтовой матрицей лучше не покупать, т.к. его будет сложно переделать на 12-вольтовое питание.

  Для получения требуемых 36 вольт из напряжения бортсети был приобретён вот такой преобразователь за 80 рублей по объявлению на городской интернет-барахолке "Фарпост". Как ни странно, это оказалось наиболее выгодным предложением, дешевле не было ни в рознице, ни на "Алиэкспресс". И, конечно же, поездка за преобразователем была совмещена с другой деловой поездкой, для минимизации транспортных затрат.

  Подключение этого преобразователя не составляет никакого труда: нужно только припаять провода на вход и выход, а после подачи входного напряжения установить требуемое выходное напряжение подстроечным резистором, вращая его движок плоской отвёрткой.

  С обратной стороны светильник выглядит так.

  Сняв крышечку, видим установленный в отсеке драйвер 220 => 36 вольт.

  ДО ПЕРЕДЕЛКИ светильник был подключен к сети 220 вольт и замерено реальное напряжение, подаваемое на матрицу, оно оказалось ровно 36 вольт. Это измерение необходимо для того, чтобы установить точно такое же напряжение после переделки светильника, чтобы светодиоды работали в штатном режиме.

  Плата преобразователя хоть и нештатно, но вполне удачно бочком ложится в отсек, после привинчивания крышечки легонько зажимается и фиксируется от перемещений по отсеку.

  Для ограничения тока, протекающего через светодиоды, между выходом преобразователя и матрицей светодиодов был припаян резистор сопротивлением 10 ом, номинальной мощностью 0.25 ватт и стоимостью 1 рубль (на фото, к сожалению, этот нюанс пока не отражён), после чего на вход преобразователя подано напряжение 12 вольт от аккумулятора и подстроечником на преобразователе установлено напряжение 36 вольт НА ВХОДЕ МАТРИЦЫ, при этом на выходе преобразователя будет 37 с небольшим вольт.

  Для придания изделию законченного вида был приобретён в строительном магазине вот такой клавишный выключатель за 17 рублей. Прорезание окошка под выключатель не составило большого труда: я насверлил мелких отверстий по периметру размеченного прямоугольника и срезал лишнюю бахрому острым ножом. Если кому-то этот способ покажется варварским, он может воспользоваться специальним резаком из ножовочного полотна и процарапать окошко.

  Было выбрано подходящее место на потолке каюты, и светильник установлен при помощи прилагаемых к нему шурупов. Разумеется, нужно выбирать такое место, чтобы шурупы не вылезли наружу.

  Светильник очень хорошо освещает каюту, но фото не передаёт достоверной картины.

  Итого, прямые затраты на светильник составили 374 рубля, не считая стоимости отрезка провода для подключения к бортсети и изоленты. Специальные катерные светодиодные светильники негерметичного исполнения стоят минимум в 5~6 раз дороже. Затраты рабочего времени составили не более 1 часа.

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу