Испытания крыльев на подвесном моторе
или лечение "Rhino Rider'а".


Действительно, это весьма эффективное средство!


Rib "Rhino Rider"
Рис. 1. Rib "Rhino Rider".


  В наше время, когда широкое распространение получили различного рода мини-мотолодки, перед их капитанами очень часто встает серьезная проблема: как регулировать ходовой дифферент плавсредства, задирающего нос настолько, что бедный рулевой видит только небо, и никакой мотор не способен вывести короткое суденышко на глиссирование?

  С подобной проблемой столкнулся Вадим из Владивостока, известный среди завсегдатаев форума водномоторников под ником "Герасим & Му-Му", когда в начале мая 2002г. впервые спустил на воду свой Риб "Rhino Rider" с мотором "Меркюри-25". Короткая и широкая лодочка при попытке прибавить газу становилась на дыбы, упираясь носом в небо. Со скоростным винтом шагом 14.5 дюймов даже с одним водителем лодка выходила на глиссирование только при сходе с крупной волны, о глиссировании с водителем и пассажиром не могло быть и речи.

  Смена винта на более "легкий" привела к тому, что лодка с двумя седоками выходила на глиссирование только если пассажир наваливался водителю на загривок, после чего двигатель "перекручивал" обороты. Не помогло и максимальное поджатие "ноги" мотора к транцу.

Самодельное крыло на моторе "Москва"
Рис. 2. Самодельное крыло на моторе "Москва".

  Расстроенный "пилот" подробно описал эти события, сопроводив описание фотографиями происходящего. Поскольку традиционные способы борьбы с дифферентом (регулировка наклона мотора, перемещение грузов, подбор винта) уже не дали результатов, я посоветовал ему установить на антикавитационную плиту мотора специальные подводные крылья.

  Такие крылья совершенно самостоятельно изобрел еще в конце 70-х годов мой старший товарищ. Он успешно применял самодельные дюралюминиевые крылья на моторах "Москва", "Ветерок-8" и "Вихрь-30" (см. рис. 2). Мне довелось совершить много совместных плаваний с этим человеком, и я воочию убедился в высокой эффективности крыльев. Практически мотор с крыльями позволял вывести на глиссирование лодку-коротышку на 25% большего веса, чем без крыльев.

  Тогда же, в конце 70-х такие крылья изобрели и начали массово производить за рубежом, так что в настоящее время можно приобрести такие крылья промышленного производства. Александр Маврин, известный владивостокский спортсмен-водномоторник, вызвался доставить крылья из США. Правда, как другой вариант он предложил установить автоматические транцевые плиты, но их установка была бы гораздо более сложным делом.

  Итак, 12 июня 2002г. крылья были получены. Поскольку идея установить крылья была моя, а также ввиду актуальности темы для широкого круга водномоторников, я решил присутствовать при установке крыла и испытаниях, чтобы помочь советом и запечатлеть процессы и события.

  При попытке состыковать крылья с антикавитационной плитой "Мерка" было обнаружено первое затруднение. В отличие от других моторов "Меркурьевская" плита была маленьких размеров, да еще и профилированная, утолщенная посередине, что затрудняло крепление. Крылья же были рассчитаны на наиболее распространенный тип широких и длинных антикавитационных плит. В результате крылья удалось закрепить, но с довольно значительными зазорами. Было решено испытать лодку как есть, а впоследствии снять крылья, заполнить все щели черным силиконовым герметиком и аккуратно обрезать лишнее после затвердевания. Также было решено в щель между крыльями вставить текстолитовую пластину на том же герметике.

Крыло, вид снизуРасположение отверстий крепления на антикавитационной плите
Сверление отверстийКрылья закреплены к мотору
Рис. 3-6. Крылья и процесс их установки.

  После завершения крепления крыльев лодка была доставлена на трейлере в бухту Федорова. Поскольку абсолютной уверенности в успехе не было, угол откидывания мотора не менялся, и он так и остался максимально "прижатым" к транцу, как и был установлен на предыдущих испытаниях. Испытания показали, что дифферент лодки на корму практически побежден. на полном ходу лодка практически стелилась по воде, но скорость при этом не превышала 37 км/ч согласно показаниям приемника GPS. Причем появление в судне пассажира на скорости никак не сказывалось.

Лодка на трейлереНа полном ходу дифферент практически отсутствует.
Рис. 7-8. Лодка на трейлере и на полном ходу. На полном ходу дифферент практически отсутствует.

  Но наиболее значительные изменения в поведении лодки наблюдались в момент старта. Если раньше нос лодки упирался в небо и выйти на глиссирование с пассажиром не удавалось, то с крыльями стартовый дифферент снизился до вполне приемлемых величин 3~5°, и разгон занимал не более 3-х секунд времени (См. Рис. 9-12).

Испытания лодки без крыльев на мотореИспытания лодки без крыльев на моторе
Выход на глиссирование с одним водителемВыход на глиссирование с водителем и пассажиром
Рис. 9-12. Испытания лодки без крыльев на моторе месяцем раньше (верхний ряд) и с крыльями (нижний ряд). В момент старта поведение лодки кардинально улучшилось.

  К сожалению, конструктивные особенности "Rhino Rider'а" не позволяют переставлять упорный штырь регулировки угла наклона мотора без отвинчивания болтов крепления мотора к транцу. Начался дождь, поэтому испытания были прекращены. Очевидно было, что следует увеличить угол откидки мотора от транца, чтобы увеличить максимальную скорость.

  В ближайшие выходные, 15~16 июня Вадим продолжил испытания, увеличив угол откидки мотора от транца. С 12-дюймовым четырехлопастным винтом была получена скорость 45 км/ч с одним водителем, 42 км/ч с водителем и пассажиром. Дополнительным резервом повышения скорости будет тщательная заделка всех щелей между крыльями и плитой мотора герметиком и установка дополнительной пластины в просвет между крыльями. Но главный вывод уже можно сделать: основной недостаток лодки побежден, ею можно нормально пользоваться.

  Таким образом, еще раз практически подтверждена высокая эффективность подводных крыльев, устанавливаемых на мотор, для управления ходовым дифферентом лодок. Прохладная оценка, данная крыльям в статье С. Черноусенко "Дайте мотору крылья" в журнале "Катера и Яхты", объясняется неверным подходом автора к испытаниям: он выбрал для этого лодку, которая выходила на глиссирование как с крыльями, так и без них ("Казанка-5М"). Да и обводы "Казанки-5М" таковы, что ходовой дифферент ее мало зависит от нагрузки. Естественно, в таких условиях единственным положительным эффектом было сокращение времени старта, а значимость такого эффекта весьма сомнительна.

  Возможности крыльев наиболее ярко проявились тогда, когда все обычные меры воздействия на ситуацию были исчерпаны. Наибольший эффект может быть достигнут на коротких и широких лодках, а также на килеватых судах с недостаточной энерговооруженностью (например, на отечественных мотолодках "Днепр", "Ока-4", "Дракон", "Темп", "Москва-2"). Ввиду простоты конструкции не составит труда изготовить такие крылья самостоятельно. Однако необходимо помнить, что на ходу возникает значительная подъемная сила, стремящаяся "снять" мотор с транца, поэтому следует позаботиться о тщательном креплении мотора. Желательно, чтобы по верхней кромке транца проходил выступ, препятствующий сползанию струбцин при ослаблении затяжки винтов, а еще лучше закрепить мотор к транцу болтами, если позволяет его конструкция.

  P.S. Предвидя основной вопрос, возникающий после прочтения этой статьи: "Где купить такие крылья?", я попробовал поискать этот товар в рунете. Удалось найти только все в том же "Баджере". Видимо столь эффективное устройство еще неизвестно большинству поставщиков и потребителей. Возможно эта статья будет способствовать более широкому его распространению.


Copyright © 1999 - 2002

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу