Выбор материала протектора для защиты дюралевого корпуса лодки
В статье Вяткина И.П. (Катера и яхты, 1981, №5 (93), стр. 33-34) [1] описано применение магниевых протекторов для защиты дюралевых корпусов мотолодок от электрохимической коррозии в воде. В статье Мяздрикова А.Н. (Катера и яхты, 1977, №6 (70), стр. 89-90) [2] для изготовления протекторов рекомендуется литейный магниевый сплав Мл-4пч.
Достать заготовку из такого сплава затруднительно — ведь сплав литейный (необходимо литейное производство магния). Встает вопрос о замене материала протектора на более доступный с аналогичным химическим составом.
Химические составы
магниевых сплавов приведены в книгах [3,4,5,6]. Для наглядности они
сведены в Таблицу 1, где в заголовке приведены требования к
содержанию легирующих элементов и примесей сплава Мл-4пч.
Таблица 1
Сравнительный химический
состав магниевых сплавов, %
Легирующий
элемент и требования в соотв. с [2]
Al
≤ 6%
Zn
≤ 3%
Mn
≥ 0,15%
Примеси:
Si+Cu+Fe+Ni
≤ 0,14%
Сплавы
МП1
5.0-7.0
2.0-4.0
0.02-0.50
0.048
Мл4пч
6.0
2-3
0.15-0.5
≤ 0,14%
Мл1
0.2
0.2
-
1.5+0.15+0.15+?=1.8
Мл2
≤ 0.1
≤0.05
1.5
0.01+0.1+0.08+0.01=0.2
Мл3
2.5-3.5
0.5-1.5
0.15-0.5
0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл4
6.0
2-3
0.15-0.5
0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл5
8.3
0.5
0.33
0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл6
9.6
0.6-1.2
0.3
0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл7-1
5-6.5
0.3-0.7
0.3-0.6
0.25+0.1+0.08+0.01=0.44
Мл9,Мл10,Мл19
≤0.03
0.1-0.7
-
0.03+0.03+0.03+0.01=0.1
Мл11
≤0.03
0.2-0.7
-
0.03+0.03+0.03+0.01=0.1
Мл12
≤0.03
4.5
-
0.03+0.03+0.01+0.01=0.08
Мл14
1.7-2.3
-
-
0.03+0.03+0.01+0.005=0.075
Мл15
≤0.03
4-5
-
0.03+0.03+0.01+0.01=0.08
ВМл1
-
-
-
0.02+0.03+0.01+0.005=0.065
МА2-1
4.4
1.5
0.6
0.1+0.05+0.05+0.005=0.205
МА1
≤0.3
≤0.3
1.9
0.3+0.05+0.05+0.01=0.41
МА2
3.5
0.5
0.33
0.1+0.05+0.05+0.05=0.25
МА3
6.25
1.0
0.32
0.15+0.05+0.05+0.05=0.3
МА5
8.5
0.6
0.32
0.15+0.05+0.05+0.005=0.255
МА8
≤0.3
≤0.3
2.0
0.15+0.05+0.05+0.01=0.26
МА9
0.6
≤0.1
1.4
0.15+0.05+0.05+0.01=0.26
МА11
≤0.2
≤0.2
2.0
0.15+0.03+0.03+0.175=0.385
МА13
≤0.2
≤0.2
0.6
0.15+0.05+0.05+0.005=0.255
ВМ17
≤0.2
≤0.2
1.8
0.2+0.05+0.05+0.01=0.31
ВМ65-1
≤0.05
4.8
-
0.05+0.05+0.05+0.005=0.155
ВМД-1
≤0.2
≤0.2
1.6
0.15+0.05+0.05+0.005=0.155
ВМД-3
-
3.0
-
0.15+0.03+0.03+-=0.21?
Электрон
≤0.2
4.0
-
-+0.5+-+-=0.5?
Mg
- остальное
В зависимости от близости
химсоставов сплавов к Мл-4пч, все сплавы можно отнести к одной из
групп предпочтительности применения их для протекторов взамен Мл-4пч
(Таблица 2).
Таблица 2
Таблица предпочтения
применения магниевых сплавов для изготовления
протекторов
Группа
применения
Магниевый
сплав
Предпочтительное
применение
(все легирующие элементы и примеси в норме)
Можно
применять (незначительное превышение по примесям)
Мл2,
Мл3, МА2-1, МА2, МА8, МА9, МА13
Применять
ли?
(значительное превышение по примесям)
Мл1,
Мл7-1,МА1, МА11, ВМ17, ВМД-3, Электрон, МА3
Не
применять
(значительное превышение по легирующим элементам)
Мл5,
Мл6, Мл12, ВМ65-1, МА5
Из анализа данных Таблиц
1 и 2 следует, что для изготовления протекторов можно рекомендовать
следующие материалы в порядке убывания предпочтительности применения:
Мл4пч, МП1, ВМД-1, ВМл1, Мл9, Мл10, Мл11, Мл19, Мл14, Мл2, Мл3, МА2-1,
МА2, МА8, МА9, МА13.
В 2005 г. мной были
изготовлены в соответствии с рекомендациями [1] и установлены на
лодку «Казанка-5М2» (корпус из Д1АМ) два протектора из
сплава МА2-1. Протекторы размещены на бортах ниже ватерлинии.
Напряжение между корпусом
лодки и протектором в речной воде составило 0,8 вольта. При этом
протектор оказался отрицательно заряжен, а корпус лодки —
положительно.
Лодка с мая по октябрь
хранится на воде. Обследования днища в конце каждого сезона показали,
что следов коррозии значительно меньше, чем на лодках, не оснащенных
протекторами. Сами же протекторы за пять сезонов почти полностью
израсходовались.
В Приложении привожу
полный текст статей [1] и [2] из журнала «Катера и Яхты»,
описывающих размеры и места установки на лодке защитных протекторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вяткин И.П. и др.
Протекторы для защиты металлической лодки от коррозии. – Катера
и яхты, 1981, №5 (93), стр. 33-34.
2. Мяздриков А.Н. Защита
корпуса «Прогресса» от коррозии. – Катера и яхты,
1977, №6 (70), стр. 89-90.
3. ГОСТ 26251-84
Протекторы для защиты от коррозии.
4. Жуков А.А. и др.
Машиностроительные материалы. Карманный справочник. – М.:
Машиностроение, 1967.
5. Конструкционные
материалы: Справочник / Б.Н. Арзамасов и др. – М.:
Машиностроение, 1990.
6. Смирягин А.П.
Промышленные цветные металлы и сплавы. – М.: Гос. науч.-тех.
изд-во литер-ры по черн. и цвет. металлургии, 1956.