Установка дистанционного управления на моторы «Нептун»
Конструкция выпускаемого в настоящее время лодочного мотора
«Нептун-23», а при некоторой доработке и «Нептунов» всех предыдущих моделей, позволяет установить
на них любой тип дистанционного управления из выпускаемых в стране.
Перед установкой дистанционного управления на любой мотор необходимо произвести проверку регулировки
системы переключения реверса. Для этого шток 11 (рис. 1) переключения реверса устанавливаем в
среднее (нейтральное) положение; при этом шарик фиксатора в кронштейне реверса 10 должен войти в
канавку на штоке, а с наружной стороны поддона на штоке должны быть видны две кольцевые канавки.
Затем отсоединяем серьгу от рычага 15 и, немного отклоняя его вправо и влево от вертикали, находим
нейтральное положение кулачка в реверс-редукторе. В этом положении чувствуется фиксация рычага 15.
После этого серьгу подводим к рычагу 15, не перемещая шток 11. Если регулировка правильна, то
отверстие в серьге должно совместиться с отверстием в рычаге и их можно соединить между собой.
Если отверстия не совпадают, то отпускаем контргайку 13 на резьбовом конце ушка 12 и вращением
штока вправо или влево добиваемся совмещения отверстий. После чего контргайка вновь затягивается
и серьга соединяется с рычагом.
Винт фиксатора штока должен быть затянут настолько, чтобы обеспечить свободное, без заеданий
перемещение и одновременно четкую фиксацию его положений — передний, холостой и задний ход.
Рис. 1. Подсоединение дистанционного управления з-да «.Прогресс» для моторов «Вихрь»;
а — управление реверсом; б — управление газом.
Для установки на «Нептуне» выпуска до 1 января 1974 г. комплекта дистанционного управления для
мотора «Вихрь», которым комплектуются такие мотолодки, как «Прогресс», «Казанка-МД» и «Обь»,
необходимо, как уже говорилось, произвести некоторую доработку мотора: изготовить кронштейн 2
(рис. 1), просверлить в переднем поддоне отверстие «Б» и нарезать в нем резьбу М8, просверлить в
заднем поддоне отверстие «Д» диаметром 5,5 мм, изготовить и закрепить на вертикальном валике
управления газом рычаг 18 с отверстием «В» диаметром 3 мм. На моторе «Нептун-23», выпускаемом с
1974 года, все это уже предусмотрено.
Для установки управления реверсом на передней ручке поддона 8 устанавливаем и крепим кронштейн 7
в сборе с качалкой 6 и тросами 5. Затем со штока 11, установленного в положение «холостой ход»,
надо свернуть пластмассовый колпачок 1. Наконечник 4 прямоугольным отверстием надевается на конец
качалки 6, а на резьбовую часть штока 11 наворачивается кронштейн 2 до соприкосновения с
наконечником 4, при этом длинный конец качалки должен быть перпендикулярен продольной оси мотора.
Далее, винтом 3 надо соединить пластмассовый наконечник управления с кронштейном 2, а на свободную
резьбовую часть штока навернуть колпачок 1 до упора.
Для установки системы управления газом нужно в отверстие «Б» переднего поддона ввернуть на всю
длину резьбы упор 20. С конца рычага 18 вертикального валика необходимо снять ось (она предназначена
для фиксации наконечника дистанционного управления типа «Москва»), а в отверстие «В» на рычаге 18
вставить конец возвратной пружины 17. На другой конец пружины следует надеть палец 16 и, растянув
ее, вставить палец в отверстие «Д» заднего поддона и закрепить гайкой. После этого наконечники
троса 19 и оболочки газа 21 закрепляем соответственно в отверстиях конца рычага 18 и упора 20.
Дальнейшую регулировку дистанционного управления и натяжение оболочек и тросов надо производить в
соответствии с описанием и инструкцией по эксплуатации дистанционного управления.
Рис. 2. Подсоединение дистанционного управления Ржевского завода АТЭ-3 для моторов Москва»:
а — управление реверсом; б — управление газом — I вариант; в — управление газом — II вариант;
г — доработка наконечника троса переключения реверса (поз. 5).
Перед подсоединением дистанционного управления, предназначенного для моторов «Москва», необходимо
произвести доработку наконечника 5 согласно чертежу (рис. 2) с целью обеспечения полного хода
рычага 7 от положения «передний ход» до положения «задний ход» и приобрести или изготовить еще
один сухарь 2.
Для присоединения системы управления реверсом нужно с кронштейна 3 снять шток переключения реверса
вместе с резьбовым ушком (отсоединив ушко от серьги 6) и фиксатор, состоящий из винта, пружины и
шарика. В отверстие кронштейна вместо штока следует вставить трос реверса 1 и закрепить сухарями 2.
Наконечник 5 соединить с серьгой 6, выдержав размер «А» при постановке рукоятки реверса дистанционного
управления в положение «нейтраль» и рычага 7 мотора в положение «холостой ход». Размер «А»
обеспечивается перемещением сухарей 2 в ту или иную сторону по резьбовой части троса реверса.
При подсоединении системы управления газом необходимо корпус держателя троса 11 закрепить в отверстии
«Б» поддона. Ручки управления газом и на моторе и на дистанционной системе надо поставить в положение
«стоп» (при этом дроссельная заслонка карбюратора должна быть полностью закрыта). Далее капроновый
шарик (сухарь) 14 с тросом 16 вставляется в корпус 11 и закрепляется зажимом 13 и винтами 15, а
наконечник 10 с защелкой 9 фиксируется на рычаге газа 8.
При наличии резьбового отверстия в детали 17 (на моторах последних выпусков) корпус держателя троса
может крепиться на этом отверстии. При этом крепежный винт 12 необходимо подрезать до размера «В».
Дальнейшую регулировку следует производить в соответствии с инструкцией по монтажу и эксплуатации
дистанционного управления подвесными лодочными моторами типа «Москва».
Рис. 3. Дистанционное управление реверсом мотора "Нептун-23":
Описанные выше способы подключения ДУ к моторам "Нептун" рекомендованы заводом - изготовителем моторов.
Однако многих водномоторников не устраивал метод подключения ДУ реверсом от моторов "Москва". Вот например,
что писал горьковчанин Л.Д. Подпрятов: "ДУ Ржевского завода быстросъемное, и это удобно: подвесные моторы
в большинстве случаев после поездки снимают с лодки. Кроме того, при регулировке мотора удобнее, если
переключать реверс можно штатным переключателем мотора. Прежние рекомендации исключают эти
удобства - ДУ отсоединяется долго, а толкатель переключения реверса удаляется совсем".
Л.Д. Подпрятов предложил рычаг переключения реверса 4 (см. рис.3) удлинить и сделать в нём два отверстия
- нижнее для штатного переключателя и верхнее для дистанционного, на поддоне установить планку 3 для
крепления зажима оболочки ДУ. Для вывода оболочки ДУ на поддоне и в кожухе сделать пропилы. Дистанционное
управление при такой доработке не нуждается в изменении, монтируется и демонтируется по инструкции ДУ;
сохраняется штатный шток переключения реверса.
Желающим сделать управление реверсом мотора по методу Л.Д. Подпрятова следует обратить внимание
на то, что нижнее отверстие в рычаге 4 должно быть не круглым, а овальным для фиксации на оси. Поэтому
сняв штатный рычаг, следует снять размеры отверстия в нём и выполнить аналогичное отверстие во вновь
изготавливаемом рычаге 4. (примечание автора сайта)
Есть, однако, ещё одно решение задачи подсоединения ДУ моторов "Москва" (как, впрочем, и МДУ Калужского турбинного завода, выпускавшееся позднее и имеющее аналогичные наконечники тросов). Соавторы идеи, проверенной на практике - автор сайта и его отец, Гусаков Г.И. Впрочем, решение настолько очевидно, что вскоре в "Катерах и Яхтах" появилась заметка В.В. Казанцева из г. Куйбышева с аналогичным предложением. Вместо штатного рычага реверса 16.04.000.07 нужно изготовить П - образный рычаг (см. рис) и установить его вместо штатного. Левое плечо рычага сцепляется со штоком переключения мотора, а правое - с тросом ДУ реверсом. Эта простая доработка позволила сохранить систему переключения мотора с фиксацией и облегчает подсоединение и отсоединение ДУ при навеске и снятии мотора с транца. Для крепления оболочки ДУ на передней части поддона в удобном месте сверлится отверстие и нарезается резьба М6.
Рекомендуется изготовить рычаг из нержавеющей стали толщиной 4 мм, так как рычаг из обычной углеродистой стали будет интенсивно ржаветь, особенно при эксплуатации мотора в морских условиях, а титановый рычаг будет вызывать коррозию сопряжённых с ним деталей. Кроме того, титановый рычаг будет недостаточно жёстким.