Тахометр-термометр промышленного изготовления ИЛМ-1


  Прибор ИЛМ-1 выпускался большой серией в 70-х годах. Благодаря тому, что прибор подключается только к катушке электроснабжения мотора, он никак не влияет на систему зажигания мотора и не может ухудшить надёжность его работы. Этим прибор ИЛМ-1 выгодно отличается от других выпускавшихся примерно в то же время приборов ДЛМ-1 и ТС-1. Однако этим обусловлен и принципиальный недостаток этого прибора: он не может работать с моторами, не имеющими катушки электроснабжения (старые "Ветерки", "Москвы" и "Стрелы" с магнето МЛ-10-2С), или маховик с числом магнитов, отличным от четырёх (новые "Ветерки" с электронным зажиганием).

  Прибор ИЛМ-1 может работать с "Вихрями" с магдино МВ-1, электронными системами МБ-2 и МБ-22, "Нептунами" всех моделей, "Приветами", "Прибоями", а также с любыми моторами зарубежного производства, имеющими катушку электроснабжения и маховик с четырьмя симметрично расположенными магнитами.

  Прибор надёжен, ремонтопригоден и в принципе может служить неограниченно долго. В помощь любителям, ремонтирующим ИЛМ-1 предлагается его паспорт, предоставленный Кириллом Вахнеевым. kira@mail.fannet.ru


ПАСПОРТ

  1. НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ
Измеритель температуры и угловой скорости (числа оборотов) лодочных моторов ИЛМ, далее по тексту - измеритель, предназначен для контроля температуры и угловой скорости двухтактных двухцилиндровых двигателей лодочных моторов типа "Вихрь", "Нептун", "Привет", снабженных системой зажигания и электроснабжения магдино МВ-1 с катушками освещения.

  2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Измеритель питается от источника переменного тока лодочного мотора напряжением 6-20 В (катушек освещения). Подключение измерителя к катушкам зажигания и использование с магнето МГ-101 и другими, не имеющими катушек освещения, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, так как это приводит его к выходу из строя. В случае несоблюдения указанных рекомендаций завод снимает гарантию. Измеритель работает в интервале температур от 273 до 313 К (от 0 до 40°С) и относительной влажности воздуха 98%. Измеритель контролирует температуру тела двигателя в пределах (303-373) К (30-100)°С с допускаемой погрешностью не более +5 К (+5°С) и угловую скорость коленчатого вала двигателя в пределах 1000-6000 об/мин, с допускаемой погрешностью не более +200 об/мин. Электрическая схема прибора приведена на рисунке.


Схема электрическая принципиальная

Прибор ИЛМ-1.Схема электрическая принципиальная.


  3. ПРИНЦИП РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО
Работа схемы измерения угловой скорости основана на методе заряда и разряда конденсатора.
На вход схемы подается напряжение, по форме близкое к синусоидальному, с амплитудой от 6 до 20 В, в зависимости от скорости вращения вала двигателя. Частота напряжения прямо пропорциональна скорости вращения вала двигателя. Сформированные входным устройством разнополярные прямоугольные импульсы управляют работой электронного ключа, с помощью которого происходит периодический заряд и разряд конденсатора СЗ.
Ток разряда пропорционален частоте переключении, т. е. частоте измеряемого напряжения. Ток регистрируется микроамперметром, верхняя шкала которого проградуирована в об/мин., а нижняя - в °С. Таким образом, ток прибора прямо пропорционален угловой скорости вала двигателя.
Измерение температуры производится с помощью терморезистора, вмонтированного в термошайбу, включенного в одно из плеч измерительного моста.
В диагональ моста включен микроамперметр. При температуре ЗОЗК (30°С) мост сбалансирован, при повышении температуры мост разбалансируется, ток в диагонали моста регистрируется микроамперметром.

  4. ПОРЯДОК РАБОТЫ
При распаковке измерителя проверить сохранность и наличие пломб ОТК завода-изготовителя, наличие прилагаемых узлов, деталей и документации, согласно комплекту поставки, обратив особое внимание на заводские номера собственно измерителя и термошайбы - они должны соответствовать номерам, указанным в паспорте.
Измеритель устанавливается на приборной панели лодки с внутренней стороны. Для установки измерителя необходимо вырубить перед рулевым управлением окно размером 139х71 мм и просверлить четыре отверстия диаметром 4,5.
Измеритель крепится четырьмя винтами М4x8, которые входят в комплект поставки прибора. Перед закреплением измерителя окно на приборной панели обрамляется входящим в комплект поставки хлорвиниловым ободом, что улучшает внешний вид панели с установленным измерителем.

   Термошайба устанавливается под гайку одной из шпилек или болтов крепления блока головки цилиндров лодочного мотора. Соединение измерителя с термошайбой и двигателем осуществляется проводами из комплекта поставки прибора, которые прокладывают вдоль борта лодки.
Эксплуатация прибора с моторами серии "Нептун", "Привет" аналогична его эксплуатации с моторами "Вихрь" в связи с идентичностью их систем электрооборудования.
Для подключения измерителя к двигателю на нижней стенке корпуса прибора установлено три клеммы, снабженные соответствующими надписями. Соединение измерителя с контактами двигателя производится в следующем порядке:
а) клеммы "КЛ1" и "КЛ2" измерителя подключаются посредством соединительных проводов с клеммами катушек освещения;
б) термошайба подключается посредством длинного провода к клемме "КЛЗ" измерителя, вторая клемма термошайбы подключается коротким проводом к клемме катушек освещения, к которой подключен провод, идущий к клемме "КЛ2" измерителя.

   Измеритель настроен на заводе-изготовителе и при эксплуатации дополнительной настройки не требует.
Определение угловой скорости коленчатого вала двигателя производится по показаниям стрелки прибора по верхней шкале, при положении переключателя "ОБ/МИН", определение температуры тела двигателя - по нижней шкале при положении переключателя "Т°С".
Контроль температуры целесообразно производить постоянно во время работы лодочного мотора. По показанию измерителя можно судить о тепловом режиме двигателя, что чрезвычайно важно при дистанционном управлении.
Для моторов типа "Вихрь" предельно допустимая температура двигателя составляет от 338 до 343 К (от 65 до 70°С), критическая температура находится в пределах от 348 до 353 К (от 75 до 80°С).
Для моторов типа "Нептун", "Привет" предельно допустимая температура двигателя составляет (303-323) К (30-50)°С, критическая - от 328 до 343 К (от 55 до 70°С).

  6. ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

НеисправностьВероятная причинаМетоды устранения
1. В любом положении переключателя показания прибора отсутствуютНет контакта в цепи питания прибораПроверить целостность соединительных проводов и контакты в клеммах "КЛ1", "КЛ2", "КЛ3"
2. На индикаторном приборе отсутствуют показания температуры (стрелка прибора отклоняется влево до упора), но показания угловой скорости есть.Нет контакта прибора с термошайбой.Проверить и зачистить с обеих сторон контакты соединительных проводов.

  7. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Измеритель должен быть принят ОТК. завода-изготовителя. Без предъявления свидетельства о приемке претензии к качеству измерителя не принимаются и гарантийный ремонт не производится. Завод-изготовитель гарантирует соответствие измерителей техническим характеристикам при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения. Срок гарантии - двенадцать месяцев с момента продажи измерителя. В течение гарантийного срока ремонт измерителей производится безвозмездно предприятием-изготовителем или специальными мастерскими, обслуживающими потребителей. Обмен неисправных измерителей производится в соответствии с утвержденными республиканскими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной сети. С претензиями обращаться по адресу: 173000, г. Новгород, ПО "Волна".

   8. ПОВЕРКА
8.1. Настоящий раздел распространяется на "Измеритель угловой скорости и температуры лодочного мотора", выпускаемого по УШ2 328 000 ТУ и устанавливает методы и средства их первичной и периодической поверок, а также после производства ремонта.
Метрологические параметры:
- измерение угловой скорости в пределах 1000-6000 об/мин с допускаемой погрешностью +200 об/мин;
- измерение темпера гуры в пределах 303-373 К (30-100°С) с допускаемой погрешностью +5K (+5°С).
8.2. При проведении поверки должны выполняться операции и применяться средства поверки, указанные в таблице.

Наименование операцииНомера пунктов технических условий УШ2 328 000 ТУСредства поверки и их нормативно-технические характеристики
Внешний осмотр  
Определение погрешности при измерении угловой скоростип.1.3.Тахометр стробоскопический СТ-5; Стенд для проверки измерителя ИЛМ по угловой скорости; Генератор ГЗ-56; Частотомер Ч3-34
Определение погрешности при измерении температурып.1.2.Генератор ГЗ-56; Термостат СМЖЛ 19/25 И1; Термометр лабораторный Б-4

Примечание. Поверка допускаемой погрешности при измерении угловой скорости на предприятии-изготовителе производится с использованием стенда для проверки измерителя ИЛМ по угловой скорости и тахометра стробоскопического СТ-5, на местах эксплуатации и при ремонте - с использованием генератора ГЗ-56 и частотометра 43-34.
8.3. При проведении поверки должны соблюдаться нормальные климатические условия согласно ГОСТ 15150-69. Напряжение сети 220 В + 10%.
8.4. Перед проведением поверки должны быть выполнены подготовительные работы:
- заземлить все средства поверки и подготовить их к измерениям в соответствии с нормативно-технической документацией на них;
- при работе со средствами поверки выполнять правила техники безопасности при работе с радиоэлектронным оборудованием (раздел К);
8.5. Проведение поверки.
8.5.1. Внешний осмотр.
При проведении внешнего осмотра должно быть установлено соответствие комплектности прибора разделу "Комплектность" настоящего паспорта, целостность защитного стекла и арретира измерительного прибора, целостность клемм, исправность проводов.
8.5.2. Определение метрологических параметров.
8.5.2.1. Определение погрешности измерения угловой скорости.
Проверить установку "0" измерительного прибора, при необходимости установить корректором стрелку прибора на отметку "0".
Подключить к клеммам "КЛ1" и "КЛ2" выход генератора ГЗ-56 или ему подобного. Установить напряжение 10-15В, клеммы "КЛ2", "КЛЗ" шунтировать резистором 12 кОм 0,5 Вт любого типа. Установить переключатель "В" в положение "ОБ/МИН".
Выставить частоту напряжения генератора ГЗ-56 200 Гц, контролируя ее частотометром Ч3-34 или ему подобным, при этом стрелка прибора должна быть на отметке 6000 об/мин, при необходимости установить стрелку прибора на отметке 6000 об/мин резистором R9.
Далее последовательно устанавливают частоту генератора 33, 67, 100, 133, 167 Гц. Показания поверяемого прибора не должны отличаться более чем на +200 об/мин от величин 1000, 2000, 3000, 4000, 5000 об/мин соответственно.
Примечание. Подключение прибора к стенду для проверки измеригеля ИЛМ по угловой скорости и установка частот на нем производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации на этот стенд.
8.5.2.2. Проверка погрешности измерения температуры.
Для проверки измерителя в режиме измерения температуры установить переключатель "В" в положение "Т°С", частоту генератора ГЗ-56 в пределах 33-200 Гц. Подсоединить к клеммам "КЛ2", "КЛЗ" магазин сопротивлении Р-33, предварительно сняв шунтирующий резистор.
Величину магазина сопротивлений установить равной по величине сопротивления термошайбы при температуре 303К (30°С), указанной в разделе 3 паспорта. При этом показание измерителя должно быть (303+5)К (30+5)°С. При необходимости установить стрелку прибора на отметку ЗОЗК (30°С), вращая ось переменного резистора R16. Установить величину магазина сопротивлений равной величине сопротивления термошайбы при температуре 363К (90°С), указанной в разделе 3 паспорта, при этом показания измерителя должны быть (363 + 5)К (90+5)°С. При необходимости установить стрелку на отметке 363К (90°С) вращая ось переменного резистора R18.
Поместить термошайбу в термостат. Температуру в термометре устанавливать последовательно 303, 313, 333, 353, 373, К (30, 40, 60, 80, 100°С). Показания измерителя не должны отличаться от величины температуры в термостате более чем на +5К (+5°С).
Примечание. Настройка и поверка измерителей на заводе-изготовителе производится на специальном стенде, имитирующем работу электрооборудования лодочных моторов.
- Отсчет показании измерителя производить не менее, чем через 15 минут после установления температуры в термостате.
- В процессе эксплуатации поверку прибора производить не менее одного раза в год.


Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу