Устранение "врождённых пороков"
"Нептуна-23"


  Как уже отмечалось в обзорной статье, у "Нептуна-23" конца 70-х годов было немного конструктивных недостатков. Тем не менее, они были. Беда всех отечественных моторов - это наличие 2~3 "слабых мест" (исключение - "Вихри", у которых таких "слабых мест" значительно больше), могущих привести к внезапному отказу. Что удивительно, устранить эти недостатки заводу-изготовителю было бы совсем несложно, однако время идёт, рушатся империи, а всё остаётся по-старому. Несложные способы устранения "врождённых пороков" "Нептуна-23", с успехом испытанные в морских условиях, предлагаются вниманию читателей.

  Латунная втулка крыльчатки помпы охлаждения "Нептуна" имеет совершенно гладкую поверхность, к которой привулканизируется резина в процессе изготовления. В результате силы адгезии оказываются недостаточными и в процессе работы резина отрывается от латунной втулки, что приводит к внезапному отказу системы охлаждения. Мотор перегревается, и если не будет немедленно заглушен, то поршни из-за расширения заклинят в цилиндрах. Заклинивание поршней приводит к завальцовыванию и поломкам поршневых колец, наволакиванию алюминия на зеркало цилиндра, к задирам цилиндров. Даже если мотор не будет полностью выведен из строя, неизбежно упадёт его мощность. Поэтому крайне важно обеспечить надёжное бесперебойное охлаждение.

  Непонятно, почему завод пошёл на столь странное упрощение конструкции, ведь до "Нептунов" на "Красном Октябре" выпускался мотор "Москва", латунная втулка крыльчатки которого была ребристой, что обеспечивало надёжное сцепление с резиной.

Доработка крыльчатки помпы охлаждения.
Доработка крыльчатки помпы охлаждения.

  Хорошо зарекомендовала себя доработка крыльчатки, показанная на чертеже. В указанных местах крыльчатки сверлятся три отверстия диаметром 3.5 мм, в которых нарезается резьба М4. В эти отверстия заворачиваются винты с шайбами на клею. Клей подходит эпоксидный либо БФ-2, БФ-4. Различного рода "резиновые" клеи (момент, 88Н) не обеспечивают нужной прочности. Не рекомендуется использовать циакриновый "суперклей", так как можно не успеть завернуть винты до его "схватывания" и испортить крыльчатку. После заворачивания концы винтов, выступающие внутри отверстия втулки, стачиваются заподлицо круглым напильником.

  Доработанная крыльчатка работает весьма надёжно много лет. Помпа с такой крыльчаткой не отказывает внезапно. Лишь по мере естественного износа постепенно повышается температура двигателя и задолго до наступления опасного момента изношенная крыльчатка при плановом техобслуживании может быть заменена новой.


  Другой конструктивный недостаток "Нептуна-23" - плохая защищённость нижней цапфы коленвала и уплотняющих манжет от попадания смеси выхлопных газов и горячей воды, сливаемой из системы охлаждения в полость дейдвуда. Цапфа коленвала корродирует и ржавой поверхностью быстро истирает резиновые сальники, которые к тому же "дубеют" от воздействия горячих газов и воды. В результате нижняя полость картера теряет герметичность, в картер нижнего цилиндра попадает вода, резко ухудшается запуск, падает мощность, корродирует и приходит в негодность нижний коренной подшипник. Особенно быстро протекают эти вредные процессы при эксплуатации в морской воде. Правда, с конца 70-х заводом устанавливается защитная алюминиевая шайба, закрывающая сальники от непосредственного воздействия воды и газов, но эта мера представляется недостаточной, особенно для морских условий эксплуатации.
Защита нижней цапфы коленвала от смеси выхлопных газов и воды.
Защита нижней цапфы коленвала от смеси выхлопных газов и воды.

  Предлагается хорошо зарекомендовавший себя способ защиты сальникового узла. Вытачивается специальный стакан 5, цапфа коленвала 7 протачивается, и на неё напрессовывается втулка 6 из нержавеющей стали. Наружную поверхность втулки 6 следует отполировать до зеркальной чистоты, чтобы максимально снизить износ сальника. В нижней половине картера нарезается резьба М56х1.5 для установки специального стакана 5. В отверстие картера вворачивается стакан 5, после этого двигатель собирается и устанавливается на дейдвуд.

  Этот способ обеспечивает надёжную герметизацию картера, однако требует выполнения токарных работ. Возможно защитить нижний сальниковый узел от газов и воды и другим способом, например установкой в дейдвуде вертикальной разделяющей перегородки.


Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу