Электронная система зажигания на базе магнето МЛ-10-2С


  После разработки в 1978г. электронной системы зажигания МБЭ-1 для комплектации выпускаемых моторов "Ветерок-8" и "Ветерок-12" множество любителей завалили Ульяновский моторный завод и редакцию журнала "Катера и Яхты" письмами с единственным вопросом: "Как оснастить эти моторы электронным зажиганием вместо ненадёжного и капризного магнето МЛ-10-2С?" В те годы организовать выпуск дополнительного количества ЭСЗ для замены старых магнето любителями было практически невозможно, поэтому конструкторы "Ветерков" Е.И.Фишбейн и Н.С.Свиридов опубликовали в "КиЯ" статью с подробным описанием переделки старого магнето МЛ-10-2С в электронную систему зажигания.

  ЭСЗ описываемой конструкции можно оснащать не только "Ветерки", но и "Москву", "Москву-М" и "Москву-12.5", что весьма актуально для многих любителей, так как 9~12.5 - сильные моторы "Москва" весьма долговечны и эксплуатируются по сей день. При оснащении ЭСЗ "Москва" буквально преображается: обеспечивается лёгкий запуск и надёжная работа.

  Автор сайта в своё время изготовил ЭСЗ по такой схеме именно для "Москвы-М". Однако, верный своему принципу "поменьше дополнительных коробочек и креплений", я разместил всю схему под маховиком, где она уместилась без особых проблем. Снаружи размещались только высоковольтные трансформаторы. После намотки рекомендованного в статье количества витков, я обнаружил, что на катушках осталось много свободного места. Недолго думая, я намотал поверх обмоток зажигания ещё и обмотки освещения, обеспечивших мощность 30 ватт и не влияющих на работу зажигания. К сожалению, это прекрасно работающее самодельное магдино я был вынужден обменять на нужные мне запчасти, поэтому сейчас нет возможности опубликовать его фотографии.


Е. И. Фишбейн, Н. С. Свиридов

  Самостоятельно изготовить электронное бесконтактное магдино МБЭ-1, которое устанавливается на моторах «Ветерок-8Э» и «Ветерок-12Э», в общем-то нелегко: при этом будет необходимо сделать новое основание, пятиполюсный магнитопровод, малогабаритную печатную плату и др.

  Задача значительно облегчится, если ЭСЗ собрать на штатном магнето МЛ-10-2с моторов «Ветерок» с использованием от него самых трудоемких при изготовлении деталей — основания и магнитопроводов. Такой вариант был разработан и испытан в натурных условиях, при этом результаты испытания такой системы почти не отличаются от результатов, полученных с магдино МБЭ-1 (за исключением возможности отбора электроэнергии для питания внешних потребителей).

Рис 1. Принципиальная схема ЭСЗ для «Ветерков».
L1 — зарядная обмотка; L2 - управляющая обмотка, Тр — высоковольтный трансформатор, С1 —накопительный конденсатор типа МБГО; R1 — ограничительный резистор МЛТ-0,25. Точки на обмотках означают начало, индексы "1" относятся к верхнему цилиндру, "2" — к нижнему.
Рис. 2. Компоновка ЭСЗ.
1 -энергетическй блок, 2 —блок электронного коммутатора.

  Принципиальная электрическая схема ЭСЗ (рис. 1) практически не отличается от рассмотренной в «КиЯ» № 73 схемы серийного ЭСЗ с МБЭ-1, поэтому мы не приводим описания принципа ее работы. Незначительные отличия обуславливаются конфигурацией магнитопроводов магнето МЛ-10-2с, имеющих три полюсных наконечника, а не два, как на МБЭ-1. Это потребовало, например, изменения моточных данных зарядной и управляющей катушек и введения ограничительного резистора R) в цепь управляющего электрода тринистора. Одновременно три полюсных наконечника обеспечивают повышенную мощность цепей накопления энергии и управления. (Настоятельно рекомендую применять гораздо более надёжные тиристоры Т122 - 25 - 8 - 4 (на 800 вольт), либо более высоковольтные той же серии и диоды КД226Д. - Прим. автора сайта.)

  Электронное зажигание состоит из двух блоков — энергетического и электронного коммутатора (рис. 2). Энергетический блок смонтирован на основании магнето и состоит из двух трехполюсных сердечников, на средних полюсах которых расположены зарядная и управляющая катушки одного из цилиндров, намотанные на одном каркасе. Можно или применить штатный каркас от магнето, удалив все обмотки, или сделать по его размерам новый из текстолита или гетинакса подходящей толщины. Зарядная катушка L1 наматывается проводом ПЭВ-2 диаметром 0,12 мм и имеет 5500 витков, причем через каждые 500 витков прокладывается изоляционная бумага или лакоткань. Управляющая катушка наматывается поверх зарядной этим же проводом и имеет 250 витков. Концы обмоток соединяются вместе и подключаются к массе мотора. Начала обмоток подпаиваются к контактной планке, закрепленной к основанию двумя винтами.

  В блоке коммутатора на плате из стеклотекстолита или гетинакса смонтированы все электронные компоненты обоих каналов — накопительные конденсаторы, тринисторы и диоды. Блок размещен в металлической коробке подходящих размеров и закреплен на поддоне мотора.

Рис. 3. Высоковольтные трансформаторы, выполненные из штатных катушек
магнето МЛ-10-2с.
Рис. 4. Установка на мотор трансформаторов ТЛМ {вид сверху) и эскиз кронштейнов крепления.
1 — высоковольтные трансформаторы; 2 — винт М6x25, 4 шт., 3 - провод ПВЛ-1 ГОСТ 3923-47 (l=180), 2 шт., 4 — кронштейн, сталь, 2 шт; 5 - шпилька М6x34, 3 шт.; 6 - наконечник свечной, 2 шт.

  Наиболее высокие показатели ЭСЗ, в том числе и по надежности, были получены при эксплуатации в качестве высоковольтных трансформаторов типа ТЛМ, применяемых сейчас на большинстве отечественных подвесных моторов, и трансформаторов типа Б300 или Б300Б от мотоциклов, которые устанавливаются на «Ветерках» с электронным зажиганием. Можно применить и штатные катушки от магнето МЛ-10-2с, но для этого их необходимо разместить на крайних стержнях Ш-образного сердечника типа УШ19 от трансформатора (рис. 3). Трансформаторы ТЛМ крепятся при помощи двух кронштейнов 4 (рис. 4) к трем шпилькам крепления головки цилиндра к блоку с левой стороны двигателя (если смотреть спереди). Для этого штатные шпильки М6 длиной 28 мм заменяются более длинными (34 мм). В этом же месте и при помощи аналогичного кронштейна могут быть закреплены и трансформаторы от магнето МЛ-10-2с.

Рис. 5. Установка трансформаторов типа Б300 (Б300Б) на моторах "Ветерок-8Э" и "Ветерок-12Э".
1 - наконечник свечной, 2 шт.; 2 - резиновое кольцо (Æ15, b=7), 1 шт.; 3 - провод ПВЛ 1 ГОСТ 3823-47 l=235), 2шт.; 4 - трансформатор Б300, 2шт.; 5 - винт М6x25, 1шт.; 6 - распорная пластина, сталь 65Г — 0,8x16; 7 - правый кронштейн, сталь, 1 шт.; 8 - винт М6x14, 2 шт.; 9 - бензонасос; 10 - винт М5x40, 2 шт.; 11 - хомут, сталь, 1 шт.; 12 - левый кронштейн, сталь, 1 шт.

  Трансформаторы Б300 (Б300Б) на моторах «Ветерок-8Э» и «-12Э» закрепляются (рис. 5) в левой стороне передней части двигателя при помощи двух кронштейнов — правого 7 и левого 12. К правому кронштейну крепится и бензонасос. Входной штуцер топливной системы также переносится и устанавливается на передней стенке нижнего кожуха с левой стороны.

  На «Ветерках» прежних выпусков на картере нет бобышек для винтов 8 крепления правого кронштейна. Кронштейн крепится при помощи двух пластин 12 и 13 (рис. 6 и 7) винтами крепления впускного патрубка.

Рис. 6. Детали для крепления трансформаторов Б300.
Нумерация позиций 1 - 12 совпадает с Рис. 5. 13 — верхняя пластина, сталь. 1 шт.; 14 - нижняя пластина, сталь, 1 шт.

  Управление искрообразованием в ЭСЗ осуществляется магнитной системой маховика, а не кулачком и прерывателями маховичного магнето. Для получения необходимого угла опережения зажигания при установке ЭСЗ необходимо маховик развернуть относительно коленчатого вала на 56—60° в сторону позднего зажигания (против хода часовой стрелки). Это выполняется прорезкой нового шпоночного паза в ступице, расположенного на 56—60° от прежнего в сторону по движению часовой стрелки (если смотреть на маховик сверху). Прорезка паза может оказаться трудновыполнимой для большинства владельцев моторов, и поэтому вместо разворота маховика можно развернуть основание магнето на ту же величину против часовой стрелки. Правда, при этом будет необходимо сектор поворота основания и кулачок блокировки перенести в новое место, просверлив для них новые отверстия, а в крышке картера — удлинить паз для винта фиксации основания магнето. (Я именно разворачивал основание, так как долбить новый шпоночный паз было бы несравненно труднее. - Прим. автора сайта.)

Рис. 7. Трансформаторы Б300, подготовленные к установке на мотор, не имеющий специальных бобышек крепления.

Рис. 8. Механизм установки максимального угла опережения зажигания.
1 — кулачок блокировки, сталь; 2 — специальный винт М5x28, сталь.


  Для регулировки максимального угла опережения зажигания на основании магнето необходимо установить кулачок блокировки с регулировочным винтом (рис. 8). Конец винта В упирается в выступ Д впускного патрубка и тем самым ограничивает максимальный угол опережения зажигания. Положение винта фиксируется гайкой Г. При его выворачивании угол опережения зажигания увеличивается. (На мой взгляд, делать такой кулачок вовсе не обязательно, можно обойтись и старым. Так я и поступил на своём магнето. - Прим. автора сайта.)

  На маховике и основании магнето отсутствуют риски для установки оптимального угла опережения (как это сделано на серийных «Ветерках» с электроникой), поэтому наивыгоднейший угол устанавливается по максимальной частоте вращения маховика на ходу лодки.

  При появлении признаков калильного зажигания (падения числа оборотов, перегрева свечи) следует уменьшить угол опережения зажигания. При правильном подборе опережения и применении свечей зажигания, соответствующих мотору по тепловой характеристике, о нормальном режиме работы двигателя можно судить по цвету юбочки изолятора свечи - он должен быть светло-коричневым. Для моторов «Ветерок», оборудованных электронной системой зажигания, рекомендуется применение свечей типа А17В или А11 ГОСТ 2043—74. (По своему опыту могу сказать, что свечи А17В для "Ветерков" не подходят при любых условиях эксплуатации. Следует применять свечи А11, и только в сильную жару или при склонности к калильному зажиганию - А14. - Прим. автора сайта.)

© ЗАО КПНП Журнал "Катера и Яхты" 1963-2003


Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу