ХРАНЕНИЕ МОТОРА
Оставлять мотор закрепленным на судне не рекомендуется, так как детали мотора в воде в неподвижном состоянии могут коррозировать.
На мотор при хранении его на судне должен быть надет чехол из плотного брезента или клеенки.
Рекомендуется хранить мотор в закрытом помещении.
Мотор можно держать в лежачем положении, класть на доски или фанеру или сделать П - образную стойку из досок. Для длительного хранения (на зиму) рекомендуется законсервировать мотор следующим образом:
1. Если мотор работал в морской воде, дать ему некоторое время поработать в бочке с пресной водой (для удаления солей). Смыть соли с наружных поверхностей.
2. Поставить мотор в рабочее положение.
3. Снять электропровода со свечей.
4. Отсоединить шланг подачи топлива от мотора.
5. Слить топливо из бака и карбюратора. Промыть бак чистым бензином, залить 0,5 л масла, взболтать и снова слить.
6. Слить воду из системы охлаждения, для чего прокрутить двигатель от стартера 3—4 раза.
7. Протереть наружную поверхность мотора сухой, а затем масляной ветошью.
8. Снять гребной винт с втулкой.
9. Слить смазку из редуктора винта и промыть редуктор чистым бензином.
10. Заполнить редуктор привода винта свежей смазкой, покрыть вал гребного винта тонким слоем смазки, поставить на место гребной винт.
11. Смазать шестерни передачи механизма опережения зажигания густой консистентной смазкой.
12. Вывернуть свечи зажигания и установить мотор свечными отверстиями наклонно вверх. Установить поочередно поршни в положение нижней мертвой точки и через свечные отверстия залить в мотор по 50 см3 чистого обезвоженного масла. Дать выдержку 1—2 мин при положении каждого из поршней в нижней мертвой точке для протекания масла в картер, после чего плавно провернуть мотор от стартера 3—4 раза. Поставить мотор в нормальное положение и провернуть от стартера еще 2—3 раза.
13. Очистить свечи зажигания от нагара, смазать резьбу смазкой и ввернуть их (не туго).
14. Законсервированный мотор хранить в рабочем положении желательно в таре предприятия, в сухом помещении, при температуре 10° С. Консервация обеспечивает сохранение мотора в течение одного года.
15. Законсервировать редуктор и вал гребного винта трансмиссионным автотракторным маслом — нигрол летний ГОСТ 542—50. Внутренние поверхности мотора (поверхность гильз цилиндров, подшипников качения) консервировать авиамаслим МС-20 или МК-22 ГОСТ 1013—49 или индустриальным маслом 50 (машинное СУ) ГОСТ 1707—56. В качестве консистентной смазки применять солидол УС-1 или УС-2 ГОСТ 1033—51 или смазку ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6257—59. Перед консервацией масло должно быть обезвожено, для этого его нагревают до температуры 100—110° С и выдерживают до прекращения выделения пены и потрескивания.
РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ
Через каждые 10—15 часов работы мотора
1. При пользовании трансмиссионным автотракторным маслом менять смазку в редукторе гребного винта не реже одного раза в месяц при эксплуатации мотора. При пользовании маслом для гипоидных передач менять смазку через 20—25 часов работы.
2. Осматривать электроды свечей, очищать с них нагар, промывать и устанавливать нужный зазор между электродами.
3. Осматривать наружные болты, винты и при необходимости подтягивать их.
Через каждые 50 часов работы мотора
1. Проверять зазор между контактами прерывателей магнето и, если есть нагар, счищать его надфилем. Смачивать фитили прерывателей 3—5 каплями турбинного масла «Л».
2. Смазывать наружные трущиеся поверхности (оси, зубчатый сектор, шестерни, резьбу зажимных винтов и т. п. ) любой машинной смазкой.
3. Снимать отстойник топливного насоса, промывать его и находящийся над ним сетчатый фильтр.
4. Снимать стартер и заливать любую машинную смазку между блоком стартера и втулкой, на которой блок вращается
5. Промывать топливный бак чистым бензином
Через каждые 100 часов работы мотора
1. Осматривать поршни и поршневые кольца. Для осмотра поршней и колец нужно снять крышки с выхлопного и продувочных каналов блока, головку блока, затем, проворачивая коленчатый вал за маховик (вращачь только по часовой стрелке), осмотреть через продувочные и выхлопные окна поршни и кольца.
Если в камере сгорания и на поршне скопился нагар, отмочить его керосином и счистить. Разбирать двигатель без крайней необходимости не рекомендуется. Если на поршне имеются надиры, завальцовано поршневое кольцо в канавке поршня, необходимо разобрать двигатель и устранить дефекты.
Рекомендуется следующий способ очистки нагара без разборки двигателя.
Разогретый мотор установить свечными отверстиями вверх, поставить поршни так, чтобы выхлопные окна обоих цилиндров были закрыты, залить через свечные отверстия в каждый цилиндр 50—80 см3 смеси, состоящей из двух частей ацетона, одной части керосина и одной части автола. Когда прекратится вспенивание смеси, завернуть свечи и оставить мотор в таком положении на 8—10 час, после чего перевернуть его свечными отверстиями вниз, слить смесь из цилиндров и запустить, дав ему поработать несколько минут.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ