Мотолодки "Неман" и "Неман-2"
“Неман” — компактная и недорогая мотолодка с остроскулыми обводами и незначительной
килеватостью днища. Лодка обладает неплохими ходовыми качествами с популярными моторами “Ветерок”
мощностью 8 и 12 л. с. Бортовые наделки-були обеспечивают ей, по замыслу конструкторов, достаточную остойчивость и с
подвесным мотором мощностью до 20 л.с.
Несмотря на небольшие размеры, “Неман” имеет традиционную планировку глиссирующей
мотолодки: нос запалублен, на двух поперечных жестких сиденьях размещается четыре человека.
Под каждым сиденьем оборудован багажник; в кормовом багажнике помещаются два штатных бака для
горючего. Ветровое стекло защищает"водителя от ветра и брызг, предусмотрена установка рулевого
управления, есть основание для крепления дистанционного управления мотором.
Для обеспечения непотопляемости вдоль каждого из бортов под планширем прикреплены
пенополистироловые блоки плавучести, размещены они также под палубой в носу и в корме. Полностью
залитая водой лодка остается плавать в положении на ровный киль. У транца имеется подмоторная
ниша-рецесс, предотвращающая заливание кокпита с кормы.
Корпус мотолодки — цельносварной конструкции из деформируемого алюминиево-магниевого
сплава АМг5М. Детали корпуса изготовлены с широким применением холодной штамповки и прессования.
Толщина обшивки днища, бортов и транца — 2 мм; палубы — 1,5 мм. Днище и кормовая часть бортов
отштампованы из одного листа; в качестве- ребер жесткости на днище служат продольные гофры.
Вес корпуса — 100 кг. Поперечный набор состоит из семи флоров, приваренных к обшивке днища.
“Неман” снабжается распашными дюралевыми веслами с уключинами, что делает эту
лодку удобной для рыбной ловли. Сиденья и пайолы изготовлены из деревянных реек.
Эксплуатация лодки допускается во всех водоемах, включая морскую воду, при
удалении от берега не более 1000 м и высоте волны до 0,25 м.
К сожалению, на деле "Неман" проявил себя крайне немореходным судном. Низкий борт, особенно
в носу, малая ширина и килеватость способствовали опрокидыванию и зарыванию лодки даже в небольшую волну,
большие ударные перегрузки, что подтверждается опытом эксплуатации "Неманов" в заливе Петра Великого.
Применение "Немана" на открытых водоёмах просто опасно: внезапно налетевший ветер может быстро развести волну,
с которой лодка не справится.
К достоинствам лодки можно отнести малый вес и хорошую антикоррозийную стойкость. Это практически
"вечная" лодка, могущая храниться под открытым небом.
Заводом - производителем было принято решение снять "Неман" с производства, заменив его двумя мотолодками
более современной конструкции: "Неманом-2" и "Автоботом". За счёт применения
более совершенных обводов обе новые лодки значительно мореходнее и безопаснее старого "Немана".
Мотолодка “Неман-2” является дальнейшим развитием лодки “Неман” с целью повышения
её мореходных качеств, комфортабельности и улучшения внешнего вида. “Неман-2” имеет ограждение
кокпита в виде фальшборта, расположенного выше линии слома на борту, и ветровое стекло
панорамного типа. Для пассажиров предусмотрены две жесткие поперечные банки (кормовая является
крышкой рундука). Для размещения багажа можно использовать форпик и пространство под носовой банкой.
В корме выгорожена самоотливная ниша для подвесного мотора.
Корпус лодки имеет остроскулые глиссирующие обводы с развертывающейся на плоскость
поверхностью днища. Угол килеватости днища на миделе 16°, у транца — 8°. На днище имеются рёбра-отсекатели,
подобно продольным реданам повышающие гидродинамическое качество лодки и ее устойчивость на курсе.
Корпус предусмотрен штампованно-сварной конструкции из сплава АМг-5; толщина наружной
обшивки днища — 2 мм, бортов и палубы — 1,5 мм. Днище подкреплено продольными стрингерами, опирающимися на навесные флоры.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, закрепленными в носу под палубой и в корме в районе подмоторной ниши.
По своей конструкции лодка “Неман-2” является неприхотливым и экономичным судном, пригодным для эксплуатации
в акваториях с морской водой. Значительная килеватость днища позволяет преодолевать волну высотой
до 0,5 м без существенного снижения скорости и при умеренных ударных перегрузках. Лодка обладает
хорошей приёмистостью и устойчиво глиссирует с подвесным мотором “Ветерок-14”. Ее можно
эксплуатировать и под серийным 12-сильным “Ветерком”, если лодка используется для выхода налегке,
например, на рыбалку, когда достаточна скорость 20—25 км/ч.
Из опыта эксплуатации "Немана-2" в заливе Петра Великого."Неман-2" показал себя
исключительно с лучшей стороны. Ему не страшна волна, значительно превышающая "паспортные" 0.5 м.
При движении любым курсом к волне "Неман-2" не зарыскивает и не зарывается в волну. По мореходности
"Неман-2" даже несколько превосходит более крупные "Обь-м", "Казанку-5" и "Прогрессы", вогнутые обводы
которых являются причиной зарыскивания и зарывания в попутную и косую волну, сильных ударов на большом
встречном волнении. Благодаря некорродирующему материалу корпуса "Неман-2" - практически "вечная" лодка,
может храниться под открытым небом без укрывания тентом. Днище "Немана-2" очень прочное и в отличие
от других лодок из сплава АМГ-5 (старый "Неман", "Крым", "Крым-3") не проминается между шпангоутами
при длительной эксплуатации на волнении.
Однако следует отметить, что заявленные заводом допустимая мощность мотора (30 л.с.)
и грузоподьёмность (400 кг.) для "Немана-2" являются завышенными. Первоначально заводом были установлены
расчётами по существующим нормам безопасности величины 26.5 л.с. и 300 кг. соответственно.
Однако в дальнейшем для того, чтобы повысить шансы на победу в соревнованиях на призы журнала "Катера и Яхты",
завод всеми правдами и неправдами добился пересмотра ранее заявленных величин, хотя сама лодка при
этом не претерпела никаких изменений. Установка "тридцатки" и перегрузка лодки свыше 350 кг могут быть небезопасны.
Оптимальны для "Немана-2" моторы "Нептун-23", "Привет-22", лёгкие моторы 15~25 л.с. зарубежного производства.
Был обнаружен небольшой эксплуатационный недостаток "Немана-2": из-за того, что продольные
стрингеры доведены до транца и приварены к нему, вода, попадающая в лодку, скапливается на этих стрингерах
и не имеет возможности стекать к сливной пробке. Пенопласт блока пловучести постепенно впитывает эту воду
и набирает вес. Сосед по стоянке, горячий парень, просверлил наискосок снаружи транец вместе с этими
стрингерами, а затем заделал отверстия в транце американским средством "Quick Steel" (эпоксидный компаунд "холодная сварка").
Однако, представляется, что можно проделать отверстия в злополучных стрингерах и не прибегая к столь
радикальным средствам: например, при помощи гранёного шила или ручной малогабаритной дрели нажимного действия.
В целом же "Неман-2" заслуживает самой положительной оценки.
|