ЭКСПЛУАТАЦИЯ КАТЕРА "АМУР"
с поворотно-откидной колонкой (ПОК)

На главную

Выбор б\у катера
ПОК
Двигатель М-412
Охлаждение
Химия
Электрика
Полезняшки

Запчасти
Сезонное обслуживание
Примеры тюнинга
Документация

письмо автору

Система подъема колонки.

Сразу отмечу, это не полноценный трим, так как упор винта пневматике не осилить. Основная поставленная задача - не тягать руками колонку на стоянке, проход мелей на малом газу.



По прошествии нескольких сезонов могу отчитаться:
- полезность очевидна - ни одного коцаного винта в трезвом состоянии капитана;
- проход через мели, сети, водоросли. Приподняв колонку, Амур уверенно двигается на совершенно нереальной мели сплошь заросшей водорослями. Водометы и подвесники без трима курят в сторонке. Стряхивание намотанных водорослей прогазовкой при полностью поднятой колонке;
- колонка сохраняет аварийную способность откинуться при ударе или наезде на мель, в отличие от колонок с тримом;
- для эстетов: не надо пачкать нормальную одежку ложась на моторный отсек для манипуляций с колонкой;

Технические подробности:
- осушитель в пневмосистеме в данном случае не нужен;
- крепеж выдерживает перегрузку (несколько раз газанул при приподнятой колонке, давление шкалило 8 Атм);
- внешне коррозия цилиндра сильная, магниевые протекторы надо лепить однозначно, с ними коррозии нет;
- рекомендую устанавливать в пневмосистему ограничительный клапан для сброса критического давления более 10 Атм, если он не предусмотрен конструкцией компрессора;



Примененные детали:
- пневмоцилиндр. Основной силовой агрегат. Делаются на заказ практически любых размеров. Производитель "FESTO" (www.festo.ru), дешевле у фирмы "Camozzi". Использован диаметром 50 и длинной штока 180 мм.(по маркировке FESTO DNG-50-180-PPV-A), стоил с пересылкой 2900 рублей. Вход на выдвижение штока подключен к компрессору, на складывание - отведен и открыт в атмосферу. Из-за ошибки с креплением кронштейна мне пришлось цилиндр дорабатывать, об этом ниже. На конце штока сверлится сквозное отверстие под шплинт, предотвращающий легкое разобщение штока и кронштейна (на фото отсутствует).

- пневмораспределитель электрический (клапан) с катушкой на 12 вольт. Производитель тот-же, по камоццевской спецификации маркировка "А321-***-**2". Для сброса давления и обратного хода цилиндра под весом колонки. На рисунке распределитель посложнее, но просто мне такой был доступнее. Цена около 1000 руб. На фото видно - резиновый шланг - это выхлоп, который надо обжать хомутом для ограничения выхода воздуха на выхлопе. Рядом нипельный (елочкой) штуцер - это на компрессор. И прозрачная трубка со штуцерами с другой стороны - на то время тестовый вариант подключения цилиндра. Вот как раз где трубка - там вкручивается не прямой, а Г-образный штуцер, и вкручивается через корму катера, и после соединяется с цилиндром. Работает все так: в спокойном состоянии распределителя, без напряжения, открыт проход воздуха между трубкой на цилиндр и нипельным входом с компрессора. Т.е. подав напряжение на компрессор, накачиваем цилиндр и поднимаем колонку. Далее, подав напряжение на распределитель, открывается переход трубка - резиновый шланг в атмосферу, и воздух стравливается, опуская цилиндр. Чтобы колонка не падала резко, нужно ограничение выхлопа, что я описал выше.


- компрессор. Обыкновенный (10 атм, можно не менее 5) автокомпрессор за 1500 руб. Заявленное давление 10 атм развивает запросто. Системе хватает 5 атм.


Еще по мелочи, трубка, штуцера, все на 300 рублей.
Сделал кронштейны крепления. Первый держит задницу цилиндра за ось упора колонки и сложности в изготовлении не представляет. Второй для упора штока цилиндра в колонку, его нужно хорошо рассчитать по месту и не ошибиться в установке, иначе как у меня, колонка не будет подниматься до зацепа с родным крючком. Мне пришлось удлинить шток на 30 мм, увеличив длину резьбовой части (я просто наварил болт), без этого при ручном закидовании на крючек ось цилиндра оказывалась коротка. Крепится болтами через стенку колонки. Необходимо исключить любую возможность выгибания рычага кронштейна, ибо это приведет к выходу из строя пневмоцилиндра.



Все это соединяется и электрически подключается к кнопке управления стеклоподъемниками, на "вверх" через мощный провод с аккумулятора и реле (50 А, купил в автозапчастях от ВАЗ десятки) включается компрессор, на "вниз" открывается клапан, стравливая давление. Контроль давления выполнен из ВАЗовского датчика давления масла, встроенного в пневмосистему, и стрелочного указателя давления масла. Можно обойтись отводом на манометр. Понемногу привык выставлять нужный угол колонки по показаниям давления системы.





В 2008 году Сергеем из города Улан-Удэ изготовлен и опробован еще один образец пневмоподъема с применением тех-же деталей. Привожу несколько фото.




© 2005-2014 Кирилл