На Главную

ОБСЛУЖИВАЕМ МОТОР

Приборы для диагностики двигателя

Эдесь представлены три прибора для контроля состояния двигателя:
Индикатор часового типа
Индикатор
Индикатор часового типа позволяет с высокой точностью измерить перемещение штока. Цена деления 0,01мм, полный ход штока около 10мм. Незаменимый прибор для множества измерений. Им можно контролировать люфты сопрягаемых деталей, качку валов, определять положение ВМТ при регулировке зажигания, измерять боковой зазор в зацеплении зубчатых колёс редуктора и т.д. Проводя такие замеры, можно быть постоянно в курсе текущего состояния мотора и вовремя назначать ремонты.
На первом фото прибор закреплён на универсальном штативе. Вообще же его можно крепить за кронштейн на корпусе либо за втулку штока, устанавливая в любом удобном месте.
Индикатор ВМТ

Для примера здесь показан индикатор, приспособленный для контроля ВМТ. На втулку штока надет переходник, с помощью которого прибор ввинчивается в свечное отверстие. Штатный шариковый наконечник снят, на его место навинчен удлинитель.

Прибор ввинчивается на место свечи. Маховик медленно вращается рукой до отклонения стрелки. Когда стрелка дойдёт до максимума, лимб прибора ставится на 0. Теперь маховик поворачивается назад до величины хода поршня в мм, соответствующей нужному углу опережения.

Если снять крышки выхлопных патрубков и поставить поршень в ВМТ, то через выхлопные окна можно попытаться подвигать поршень вдоль оси цилиндра. Стрелка индикатора при этом будет отклоняться на величину суммарного зазора в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма. Этот параметр характеризует степень износа двигателя, причём без разборки.


Компрессиометр
Компрессиометр (спереди)
Прибор изготовлен из обычного манометра калибра 60мм на 16 атмосфер, чего с запасом хватит на любой бензиновый двигатель. В стекле по центру просверлено отверстие, через которое проходит ось, на конце которой закреплена вторая стрелка. Вторая стрелка имеет поводок, в который упирается главная стрелка манометра. Т.к. вторая стрелка поворачивается с небольшим трением, она остаётся в положении максимума давления и как бы запоминает его. На внешнем конце оси есть ручка для установки на 0.
Компрессиометр (сзади)

Прибор вворачивается в свечное отверстие с помощью переходника, изготовленного из корпуса старой свечи.

Достоинством прибора является то, что он запоминает фактическое давление в процессе сжатия, а не давление остывшего воздуха, как в некоторых моделях. Недостаток прибора - большой паразитный объём (длинный канал плюс трубка Бурдена), ввиду чего на двигателях малого объёма может быть погрешность. Поэтому прибор правомерно использовать для относительных измерений. На Нептуне-23 он обычно показывает 5,5...6 атм.


Стетоскоп
Этот довольно редкий прибор позволяет прослушать шумы в отдельных узлах машины. Прибор выпускался в Прибалтике. Он представляет собой корпус с электронной начинкой внутри и стальной щуп, который хранится отдельно и привинчивается для измерений. В корпусе есть гнездо для подключения наушника.
Стетоскоп
Вибрации, излучаемые деталями, передаются по щупу, преобразуются в электрический сигнал, усиливаются и воспроизводятся телефоном. Если зазор в сопрягаемых деталях увеличен, то характер звука будет отличаться от того, который есть при нормальном зазоре.
Устройство стетоскопа

Прибор устроен довольно просто. Пластинка пьезоэлемента консольно защемлена в прорези в основании щупа. Усилитель собран на паре-тройке транзисторов. Питается схема от двух элементов 1,5В. Телефон при подключении включает и питание схемы. Никаких регуляторов нет.

Где нужно слушать и как должен изменяться звук при разных неисправностях, описано в литературе, например здесь. Примение прибора требует некоторой тренировки. Практически можно очень быстро научиться слушать коренные подшипники коленвала.

Недостатком данного стетоскопа является отсутствие экранирования, вследствие чего он хорошо ловит наводки от системы зажигания. Они слышны как резкие громкие щелчки на фоне "полезного" шума. Особенно уровень наводок высок при приближении к высоковольтной части системы зажигания, например, при прослушивании стуков поршней.

Last updated January 30, 2008
© 2004-2008, A.Gloukhov