На Главную
ЛЮБИМЫЕ МАРШРУТЫ

ПОД ПАРУСОМ ИЗ АЛТЕИ

Морской клуб в Алтее довольно большой. Здесь есть причал, у которого стоят большие океанские моторные яхты, а также несколько линий бонов для парусных яхт и лодок помельче. В этом году познакомился с одним из местных капитанов, Родриго, который является владельцем нескольких парусных яхт и пары мотолодок, включая большой РИБ с подвесным мотором 90 сил. Родриго занимается боут-чартингом, т.е. сдаёт эти суда на прокат с капитаном или без. Он также активно участвует в спортивной яхтенной жизни - гонки, регаты...
В один из дней Родриго смог выкроить полдня для того чтобы прокатить меня с семейством на яхте. Немного смущало, что погода установилась ветренная, и на море была волна, местами с барашками. Но, несмотря на это, Родриго встретил нас в клубе и мы отправились на бон. Отплыть предстояло на 8-метровой яхте типа Tucana Sail 28.

Яхта и её капитан, Родриго

Стеклопластиковая яхта построена на испанской верфи с тем же названием. Судно представляет собой швертбот с выдвижным швертом, благодаря чему осадка может изменяться на метр. Этот "метр" обнаруживается в каюте в виде раскладного столика. Несмотря на номинально малые размеры, яхта имеет довольно просторную и высокую каюту, туалет и современное оборудование, включая гидравлический подъёмник шверта.

Передача руля

Вот запущен дизель (Янмар, 21лс) и яхта задним ходом отходит от пирса. Развернувшись в сторону выхода из порта, Родриго окликнул меня "капитан..." и ткнул пальцем в штурвал. Это означало, что мне следует стоять на руле.
Родриго пояснил, что он всегда ставит кого-то из пассажиров на руль. Я держал на выход, а он тем временем отвязывал кранцы и готовился к постановке парусов. Дизелёк довольно тихо работал где-то внизу, а ветер перелетавший через высокий каменный мол, предвещал настоящую морскую прогулку. По реакции яхты я понял, что она приводится к ветру.
Паруса

Тут я должен пояснить, что в яхтах я почти полный чайник и весь мой опыт заключается в двух покатушках на Чёрном море, где мне разок дали подержать румпель (чего никогда не забуду!). Поэтому ощущения свои могу сравнивать только с тем, что читал в книжках. Если где-то я не прав в терминах, прошу не судить строго.
Приблизившись к головке мола, Родриго показал рукой в море, а сам ловко поставил паруса. Причём паруса были зарифлены, и не зря.

Паруса забрали ветер, двигатель выключен, и мы понеслись в море. Родриго показал на приборе (анемометр с указателем направления ветра), что ветер должен дуть в левый борт примерно под 45 градусов к ДП. Я так понял, что это есть фордевинд, левый галс.

Фордевинд
Через некоторое время оказалось, что одновременно сохранять угол к ветру, курс и угол встречи с волной - невозможное дело. Корпус то взлетал на волну, то проваливался в ложбину, временами плюхая прямо как Прогресс, но гораздо мягче. Брызги от носа пролетали через всю яхту и попадали в кокпит. Девочки достали полотенца. Ходовой крен был такой, что пассажиры, удерживаясь на местах, старательно упирались ногами в упорчики, предусмотрительно отформованные в ванне самоотливного кокпита. Мне же приходилось держаться за колесо.
Подвтренная банка кокпита оказалась где-то совсем близко у воды. Но это был очень весёлый ход. Прибор показывал очень стабильную скорость ветра 18-19 узлов. Вода бурлила за транцем. По моим представлениям скорость была километров 15 в час.
arkie на руле
По старой катерной привычке я подворачивал так, чтобы встречать волну с наименьшими "кивками" корпуса и брызгами. Не могу отрицать, что мне это удавалось. Правда приходилось не зевать. Надо сказать, что яхта очень хорошо слушалась руля, отзываясь даже на небольшой поворот большого нержавеющего колеса. Через некоторое время Родриго задраил верхнюю часть рубочного люка. Как бы между прочим, он пояснил, что многие его коллеги в такую погоду с пассажирами не выходят, а он - да, и даже любит кататься именно в такую погоду.
Схема маршрута
Задним числом можно нарисовать курс, по которому шла яхта. Этим галсом мы выходили в море, оставив слева плавучие сооружения то ли рыбо- то ли какого-то другого морепродуктозавода.

Эти плоты или садки простирались вдоль берега на несколько километров и с пляжа Альбира были видны вдали на горизонте. Такие "заводы" довольно часто встречаются по испанскому берегу. Выйдя на траверз приметной горы Пеньон-де- Ифах в Калпе, Родриго решил сменить галс и взять курс к красивому обрывистому берегу. Предстояло совершить поворот фордевинд. Наученные прошлыми выходами, пассажиры приготовились пригнуться и сменить место в кокпите. Капитан рукой показал на скалу на берегу (Сьерра-де-Тоих), а сам стал травить соотвествующие снасти. Я, как на моторке, аккуратно дал лево руля. Окзалось, что недостаточно энергично и яхта застряла в положении левентик. Мне бы нужно было учесть, что яхта приводится, и выполнить поворот более круто. Родриго был вынужден выбросить геную на правый борт, тут же набрали ход и манёвр был повторён, на этот раз успешно. Теперь волна лупила в правый борт.

Рулевой и пассажиры
Хотя дело шло к вечеру, ветер не думал утихать. Я спросил, каково сейчас состояние моря, про себя решив, что балла четыре. Родриго небрежно подтвердил мою оценку, делая вид, что не понимает, о какой волне я вообще говорю. Тут я вспомнил, что при таком море на черноморском ЮБК местные пассажирские теплоходы не выходят. А на яхте чувствуешь себя великолепно, никакого экстрима. Разговорились (если так можно сказать, т.к. Родриго не знает по-английски, а я по-испански). Навигация у Родриго круглый год. Это и не мудрено, т.к. минимальная температура воды в этих краях 12 градусов, и это - зимой. Круглый год клиенты, очень популярны круизы выходного дня. Заказчик для самостоятельного выхода должен иметь лицензию. Какую лицензию? Зависит...Вроде бы даже и мои советские права годятся (надо полагать, шутка).
Про себя заметил, что все поверхности, включая собственное лицо, покрыты солью. Видимо, это и есть тот самый "солевой туман", который упоминают при испытаниях на климатику. Туман этот - вездесущий. Как же выживает здесь электроника? В каюте у штурманского столика много разных приборов. Перед рулевым спутниковый компас, упомянутый указатель ветра, магнитый компас, ну и моторная группа.
Тем временем чуть левее курса показался каменистый островок, который можно принять просто за риф. Родриго махнул рукой на берег правее этого острова. На этом курсе ветер и волна стали приходить в корму с правого борта - бейдевинд, значит. Характер хода резко изменился. Теперь не было никаких ударов и брызг - просто безмятежное скатывание по ветру. Только журчание воды за транцем подтвеждало, что яхта имеет приличный ход. Оказалось, что яхта гораздо более вяло реагирует на руль. Когда волна плавно сбивала яхту с курса, приходилось довольно сильно крутить колесо. Видимо это выглядело смешно, тогда Родриго сказал, что это - ошибка всех новичков и показал, как надо. А надо было просто сесть расслабленно и двумя пальцами держать колесо примерно в одном положении. Волна в начальной фазе сбивает с курса, но в конечной фазе - возвращает, поэтому средний курс почти не меняется. Не нужно бороться с природой, нужно сливаться с ней! Получив этот простой урок, управлять действительно стало легко - настоящий отдых.
Теперь остров стал настолько близок, что можно было различать птичий помёт на буях вокруг него. Тут Родриго указал в направлении на порт, что было логично. Теперь мы шли вдоль берега левым галсом с ветром "в раковину", почти бакштаг. Родриго потравил гика-шкоты и грот стал почти в плоскость миделя. Временами почему-то генуя заполаскивала, если зазеваешься, приходилось чуть подворачивать. Быстро дошли до порта, у входа Родриго запустил двигатель и убрал паруса. Я плавно повёл яхту к месту, разглядывая громадные океанские моторные яхты, занимающие почётные места у входа, а также рыбацкие суда разных размеров у своей стенки. Заметил, что ход под двигателем не такой быстрый, как под парусом. Родриго нырнул в каюту, вернулся с охапкой кранцев и принялся привязывать их к леерам.
Наступал момент подхода к пирсу, который всегда был для меня волнительным в моей прежней мотолодочной жизни, когда нужно было втиснуть лодку между двумя с зазором сантиметров 10 с каждого борта. Издали я заметил, что здесь всё примерно также, зазоры чуть больше кранца. Я думал, что капитан хотя бы здесь возьмётся за руль, но он только смотрел. Мне не составило труда точно нацелить и выровнять судно - ведь здесь был только ветер, а течения 4км/час, с которым я так привык бороться, не было! В нужный момент реверс выключен и яхта аккуратно занимает место. Пассажиры счастливые и довольные сходят на берег.
Вся прогулка заняла ровно три часа. Казалось бы, какой-то миг, но сколько незабываемых впечатлений. Рассыпавшись в благодарностях, мы рсасстались с Родриго, который, как и подобает настоящему морскому волку, заспешил по делам. А мы, покачиваясь,- гулять по кривым узким улицам сказочной Алтеи.
Вид с моря на Алтею

Капитан Родриго
По прошествии некоторого времени мне хочется лишний раз вспомнить и поблагодарить капитана Родриго, очень доброго и скромного парня. Его судно, снасти и то, как он с ними обращается, говорят, что он высокий профессионал в морском деле.
Если вам когда-либо доведётся побывать в морском клубе порта Алтея, рекомендую капитана Родриго!
<< >>

Last updated November 19, 2006
© 2004-2006, A.Gloukhov