На Главную
ЛЮБИМЫЕ МАРШРУТЫ

КАНАЛ ОТ НЕВЫ ДО ВОЛХОВА

Поскольку "Прогресс" нельзя считать мореходным судном, Ладожское озеро придётся обойти по обводным каналам, построенным вокруг него специально для немореходных плавсредств. Обводной канал - идея очень старая, такие каналы есть во многих странах, например в США вдоль восточного побережья и Мексиканского залива.

Наш "старый" канал начали строить при Петре I по частям, и стройка продолжалась до 19 века. Этот канал сохранился до сих пор, правда судоходен он только для лодок и на некоторых участках. Это было интересное сооружение, в котором уровень поддерживался на 2м выше, чем в озере шлюзами за счёт питания местными реками. По каналу в Петербург баржами доставляли грузы, причём до железных дорог это был главный способ. Баржи тянули конской тягой, по берегу был сделан бечёвник. Недаром здесь так много названий, связанных с лошадьми. В 70х годах 19 века был построен Новоладожский канал, который проложен параллельно старому ближе к озеру. Он шире старого и его уровень равен озёрному, что снижает расходы на содержание. Последующий бурный рост железнодорожных перевозок снизил значение канала и он использовался только для местных перевозок. Используется (ограниченно) он и до сих пор. Больше об истории ладожских каналов можно прочесть в этих книгах.

Итак, маршрут проходит по Новоладожскому каналу. Протяжённость этого участка 110км. Местами канал настолько близок к озеру, что его видно. Канал проходит по весьма малонаселённым местам. Исключение составляют первые 18км, где находятся садоводства.

Карта участка канала

Канал на начальном участке
Садоводства выдают гаражи для мотолодок, протянувшиеся вдоль берега. Когда они кончаются открывается довольно унылая картина низких, заболоченных берегов. Картину иногда разнообразит лодка с рыбаками или охотниками. Места здесь охотничьи.

Населённые пункты редки, некоторые интересны памятниками истории (Кобона) или архитектуры (Дубно).

На берегу Новоладожского канала имеются километровые столбы. По ним можно контролировать своё место и скорость. Нужно иметь ввиду, что в районе населённых пунктов столбы могут быть пропущены или переставлены. В пути можно довольно точно рассчитывать время прихода в тот или иной пункт.

Ширина канала реально зависит от его глубины. Уровень воды в канале (и в озере) подвержен циклическим колебаниям с периодом в несколько лет. Глубина может быть проблемой при очень низких уровнях. При этом осложняется расхождение с судами.

Чаще всего приходится расходиться с плотами (по-местному - гонками). Гонки буксируются в сторону Невы, где находятся деревоперерабатывающие заводы. Длина гонки составляет несколько сот метров, скорость примерно 8км/ч. Тащит гонку только один буксир. Хвост гонки гуляет от берега до берега. Повстречавшись с гонкой, нужно сбросить газ и внимательно оценить у какого берега больше чистой воды и в какую сторону катится хвост гонки. По комбинации этих параметров нужно выбрать сторону расхождения. Проходить гонку приходится довольно близко к ней, т.к. у берега может быть мелко (особенно в малую воду). В то же время, нельзя жаться близко к гонке, т.к. бывает, что из неё торчит бревно поперёк русла. У гонки есть большое достоинство - если двигатель безнадёжно откажет, к гонке можно прицепиться и пройти на тросе весь канал и кусок Невы. Команда буксира не возражает, но ночью на лодке придётся нести огонь. Довольно неприятно повстречаться с пустым буксиром, особенно обгонять. Он идёт своим полным ходом, создавая громадную придонную волну. Иногда они уменьшают ход, но если нет, то приходится штурмовать огромную носовую волну, одновременно борясь с присасыванием. Примерно также приходится обгонять самоходные баржи, у борта которых уровень воды понижается на метр. Самым неприятным бывает расходиться с т/х "Заря", имеющим скорость около 40км/ч. Нужно внимательно следить за горизонтом и здесь помогает зеркало заднего вида. Если "Заря" догоняет, то лучше развернуться к ней носом и на малом ходу встретить волну, которая от неё очень большая. Из прочих опасностей остаются только топляки, которых здесь немало. Чаще всего бревно стоит наклонно, уткнувшись концом в дно канала. Некоторые брёвна на поверхности не торчат.

Ещё одним препятствием движению являются так называемые "лавы" - наплавные мосты, сделанные из списанных барж. По верху баржи сделана дорога и её длины хватает на ширину канала. При пропуске судна лаву помощью лебёдки отводят к берегу. Персонал, который этим занимается - пожилая работница, которую "достают" моторки. Когда у лавы собираются несколько лодок, она их пропускает. Ускорить дело можно, собрав "плату". Некоторые лавы имеют пространство под подзором, куда "Прогресс" может пройти. В каждом населённом пункте есть одна, а то и две лавы. В очень маловодные годы при отсутствии дноуглубительных работ лава может сесть на грунт, тогда большим судам проход невозможен.

Хотя берега канала большей частью пригодны для высадки, стоять здесь довольно сложно из-за очень большой волны от иногда проходящих судов. При длительной стоянке лодку вытаскивают на берег. Иначе, нужно вставать подальше от берега, отдав два якоря с носа и привязавшись с кормы к дереву на берегу. Когда в ночи проходит буксир, ярко светя прожектором, лодка сначала касается грунта, а потом в неё ударяет волна. Лодка болтается, обрывая швартовы и срывая якоря.

На берегу Назии
По этой причине ночевать в лодке на канале не советую. Лучше зайти в речку, пересекающую канал при впадении в озеро, их здесь много. Для стоянок удобны р. Назия (22км), Лава (38км), Кобона (46км), в сторону озера.

Местное население здесь малочислено и неагрессивно, контактов с ним практически не бывает. Чаще встречаешь рыбаков из Питера, остановившихся на базе у егеря. Занятие местного населения - рыболовство. В населённых пунктах у рыбаков можно купить отличную рыбу.

Начиная примерно от Леднёво (54км), лес становится более интересным, здесь есть грибы и большие клюквенные болота. Некоторые лодочники здесь и отдыхают. Новая Ладога видна в конце длинного прямого участка и приближаешься к ней как к большому городу.

Карта Новой Ладоги
Из канала выходим в р. Волхов. Для заправки нужно подняться до шоссейного моста вверх по течению, примерно 6км. Волхов судоходен и имеет речную обстановку, но суда проходят редко. Нужно иметь ввиду, что при сильном северном ветре из озера может приходить довольно крупная волна. Пристать к берегу нужно сразу за мостом к западному берегу, там есть пляжик. АЗС находится примерно в точке пересечения двух дорог к югозападу от моста. Рядом с местом стоянки есть магазин.
Заправившись, нужно пройти ко входу в следующий участок канала. Дальше можно идти как по новому, так и по старому каналу. Если выбрать новый, то в черте города придётся пройти две лавы, поэтому есть смысл пройти старым каналом. Вход в старый канал перекрыт деревянным мостом и не очень хорошо заметен.
Продолжение

Last updated May 1, 2011
© 2004-2011, A.Gloukhov