На Главную
ЛЮБИМЫЕ МАРШРУТЫ  
ШЛЮЗ
Нижнесвирский шлюз, вид с нижнего бьефа

К Нижнесвирскому гидроузлу примыкает посёлок Свирьстрой, в котором проживает персонал станции. Для подъёма на верхний бьеф предстоит пройти шлюз. Этот шлюз одноступенчатый, однониточный, длина камеры 210м. Перепад уровня 12м, время заполнения 8,5 минут. Здесь могут разместиться два парохода и ещё остаётся место для маломерок.

Процедура шлюзования здесь несложная, но требует некоторой подготовки.

Направление течения - сверху вниз.

Прежде всего я бы советовал высадить на берег всех членов команды, которые не будут нужны при шлюзовании. "Прогресс" можно шлюзовать силами одного человека на борту. Для высадки лучше зайти в небольшой искусственный заливчик по левому берегу, который устроен сразу за поворотом к шлюзу. Свободные члены команды переходят по суше на пляж, который есть сразу за причальной стенкой у верхних ворот шлюза.
Координаты этого места 60° 48.189' С 33° 43.228' В

Для шлюзования нужно иметь два швартова, которые закладываются за утки одного борта, а также кранцы по этому борту.

Войдя на малом ходу в подходный канал, нужно обратить внимание на светофор на бровке дамбы. Если он красный, то ворота могут открыться и навстречу пойдут спускающиеся суда. Если зелёный, снизу мимо вас может пройти судно в камеру. Независимо от светофора, нужно плавно подойти к месту справа (к левому берегу) у ворот, на котором написано "Стоянка маломерных судов". Здесь есть небольшой деревянный пирс, за который нужно заложить швартов(*). Теперь нужно дождаться, когда диспетчер шлюза обратит на вас внимание. Во время ожидания могут происходить следующие вещи:

  • из под ворот начнёт с силой выходить бурный поток воды, стремящийся оторвать лодку от пирса.
  • из открытых ворот выйдет теплоход или два, пройдя от вас в нескольких метрах, поток воды от винтов будет мотать лодку.
  • загорится зелёный свет, и снизу подойдёт теплоход. На малом ходу он в нескольких метрах от вас зайдёт в камеру, присасывая вас к себе. Возможно, пройдет ещё один теплоход.

Всё это время нужно терпеливо стоять на отведённом месте. Обычно, когда вошедший в камеру т/х ошвартован, появляется диспетчер и указывает либо объявляет по громкой номер рыма, на который вам нужно встать. Даже если с самого начала на входе горит зелёный свет, а ворота гостеприимно распахнуты, до захода в камеру нужно дождаться прямого контакта с диспетчером и ясного указания на рым. Время ожидания разрешения бывает разным. Иногда это может быть несколько часов, иногда запускают сразу. Как-то раз я поднимался один, вообще без судов в камере.

В камере для маломерок есть специальные рымы на небольшой высоте у ворот шлюза. Шлюзы Волго-Балта оснащены плавучими рымами, которые автоматически следуют за уровнем воды в камере. Прикинув, каким бортом придётся встать, нужно заложить швартовы за утки соотвествующего борта и вывалить кранцы. Малым ходом подходим к назначенному рыму. Рым оказывается выше борта "Прогресса" - примерно на уровне груди стоящего в лодке. Подойдя вплотную к рыму средней частью борта, закладываем за него швартовы серьгой - каждый со своей стороны. Разбираем ходовые концы в обе руки, так чтобы выбирая их, можно было не только прижимать корпус к стенке, но и центровать относительно рыма. Как только вы это сделаете, дайте знать диспетчеру, что вы готовы. Впрочем, он и сам это увидит и даже сделает замечание, если что-то будет не так. Мотор нужно заглушить, но не поднимать и быть готовым к запуску.

В это время ворота уже закрыты. Начинается заполнение камеры. Рым начинает ползти вверх. Теоретичеки, рым может заклинить и тогда длины швартовов должно хватать для того, чтобы держать лодку у стенки. Практически же никакой тенденции к подклиниванию рымов не замечено. При заполнении в камере возникает быстрое и беспорядочное течение, поэтому кранцы работают. После заполнения нужно оставаться на швартовах до тех пор пока суда не выйдут из камеры. Некоторые суда при трогании дают винтам большие обороты, поэтому на лодку действует мощный поток воды, который нужно отрабатывать швартовами. Когда между вами и кормой судна будет большая дистанция, ждать команд не нужно, швартовы снять с рыма, завести мотор и малым (средним) ходом плавно выйти из камеры.

Сразу за воротами к левому берегу тянется причальная стенка, у которой обычно стоит дежурный "Шлюзовой". На берегу здесь отмелый песчаный пляжик, на который удобно высаживаться. Подойдя к нему, можно принять на борт всех членов команды. Прямо здесь центр посёлка. Есть почта, телефон, магазин и другие признаки цивилизации.
Выход из камеры шлюза
Отдохнув от шлюзования, можно продолжить путь. Теперь мы находимся в средней Свири, в широком водохранилище длиной километров 7. По фарватеру следуем к конечной точке маршрута - Мандроге.

________________________

*) В настоящее время стоянка маломерных судов снизу и сверху отсутствует. Деревянный пирс также отсутствует. О месте стоянки напоминает только закрашенная надпись на стенке.

Маломерщики должны по радиосвязи речного диапазона заранее договариваться с диспетчером шлюза о порядке шлюзования, местах ожидания и т.п. Подробности уточняйте в ГИМС.

Продолжение

Last updated August 26, 2012
© 2004-2012, A.Gloukhov