На Главную
ЛЮБИМЫЕ МАРШРУТЫ

СВИРЬ

Последняя, самая живописная часть маршрута проходит по реке Свирь. Начинается он от Свирицы и заканчивается в устье р. Мандрога, правого притока, выше Свирьстроя (обозначено белым крестиком на карте).

Карта района Свири

Карта нижнего участка Свири
Повернув из канала в Свирь, можно выйти на фарватер и по кромке следовать вверх. Ширина реки здесь большая и глубины хорошие. Нужно иметь ввиду, что на участке до острова по левому берегу выставляются заколы с рыбацкими сетями.

При сильном западном ветре, когда в Ладоге штормит, в Свирь приходит крупная зыбь и на мелководьи высота волны может быть около метра. Во время таких штормов у правого берега отстаиваются транспортные суда.

Сэкономить немного времени при подъёме можно, пройдя по протоке Корелка. Это несудоходная протока реки, где течение поменьше. Длина протоки около 8км. По правому берегу протоки идёт граница Нижнесвирского заповедника и высадка людей запрещена. Далее эта граница тянется вверх по берегу Свири ещё на 30км.

Несмотря на дноуглубление, Свирь местами сохранила классические элементы реки. Здесь есть плёсы, перекаты, старицы, и вообще заметен процесс меандрирования русла. В нижнем течении реки ширина большая, однако разумно не уходить далеко от фарватера. Река имеет хорошую обстановку. Часто встречаются транспортные суда, расхождение с которыми не составляет проблем. К сожалению, мест для высадки на берег здесь не много. Песчаные пляжи, которые есть повсюду, не годятся, так как при прохождении любого судна на мелководье выкатывается большая волна, которая не даст стоять спокойно. Лодку нужно ставить на якоря подальше от берега либо вытаскивать полностью. Практически для остановки приходится заходить во впадающие реки, такие как Шоткуса или Шамокша.

Своеобразной особенностью является суточные колебания уровня воды, связанные с работой Нижнесвирской ГЭС. Уровень повышается, когда сброс максимальный - днём, вечером, и понижается, когда сброс воды (расход электроэнергии) минимальный - ночью, ранним утром. Амплитуда колебаний, по прикидкам, не менее 0,7м. Поэтому, выбирая место для стоянки, нужно учитывать эту особеннось. Встав на ночлег на мелком месте вечером, утором можно увидеть, что катер лежит на грунте далеко от воды. Пик колебаний уровня обычно приходится на четверг.

Ещё одной местной "фичей", связанной с колебаниями уровня, были плавучие острова. Обширные территории, залитые при строительстве Верхнесвирской ГЭС, имеют торфяную почву. При периодических подъёмах воды куски торфа с растительностью на них отрываются и плывут вниз по течению. Когда станция сбрасывает воду, в потоке то и дело попадаются плавучие острова. Размер их примерно от 0,5 до 1-2м даже ниже Нижнесвирского гидроузла. Иногда они идут так плотно, что приходится сбрасывать газ, чтобы найти проход между ними. Видимо, острова мешали ещё кому-то поважнее, поэтому в середине 80-х основное русло в районе Ивинского разлива было огорожено шпунтовым ограждением, препятствующим попаданию островов в основной поток реки. Не знаю, решило ли это проблему на 100%, но если вам на пути попадётся островок с травкой и кустиком, не удивляйтесь.

Примерно на 30-м километре от Свирицы подходим к уникальному Лахтинскиму заливу, который до организации заповедника был излюбленным местом отдыха многих лодочников.
Карта района зал. Лахтинского
Этот довольно глубокий залив соединяется с руслом узким и мелководным горлом. По берегу залива есть много мест для удобной и спокойной стоянки.
Координаты этого места 60° 38.958' С 33° 9.065' В
Залив окружён замечательным лесом, включая обширный грибной бор-беломшаник, а также роскошные болота, полные клюквы и брусники. Это, а также отличная рыбалка на Свири - вот ради чего люди стремились сюда по воде за 200 с лишним километров.
Стоянка в Лахтинском заливе
По Лахте

Вид на Свирь

Если остановиться ближе к входу, то вокруг - речной простор, и глаз отдыхает. Вдали видна река, по которой проплывают белые пароходы. Всё это радует и даёт покой душе. Воздух напоён пряным лесным духом, стоит тишина и только листья шумят на ветру, да тарахтенье какой-нибудь СТ-шки доносится с фарватера. Великолепный отдых здесь был гарантирован сотням людей. Ныне залив недоступен, граница заповедника обозначена на карте "колючей" линией.

Кузьмич с лещом
Сразу за Лахтой, у деревни Горка граница заповедника уходит к северу и правый берег становится доступным. Ковкеницы - первый населённый пункт от устья Свири. Здесь есть магазин, куда заходят лодочники и благодаря которым он раньше делал оборот. В Свирь здесь впадает небольшая речушка, по которой есть соблазн подняться до моста рядом с магазином. Однако, при проходе по реке судна по этой речке прокатывается "цунами", снося всё на пути. Поэтому лучше лодку поставить пониже впадения этой речушки на якоря (один занести на берег) подальше от берега, как это видно на этой картинке. Увы, высокие резиновые сапоги здесь неизбежны.
В августе в тихую погоду на реке не редки сильные туманы. Один такой случай запечатлён камерой.
Туман над бухтой
Туман над Свирью
Если в бухте всё выглядит вполне невинно, то над рекой (справа) клубится сплошная стена тумана. В такой ситуации выходить на реку бессмысленно, т.к. видимости нет. Транспортные суда стоят, где придётся, так что на ходу перед носом может неожиданно появиться борт т/х. Кстати, в это время года так же может быть и на Неве.

Если ночь застаёт вас в этом месте, то для ночлега удобно зайти в речку Шамокша, которая впадает с левого берега у пос. Заостровье. Однако, здесь населённый пункт, неподалёку шоссе и железная дорога. Кстати, если кому-то из участников похода нужно прервать его, то здесь можно пройти пешком пару км до станции Заостровье или до шоссе и добраться до Питера (ж.д.) или до Волхова (автобус).

Дальше вверх русло становится уже. Поднимаясь выше, проходим Лодейное Поле (57км от Свирицы). Город расположился на вогнутом левом берегу, на правом - замечательный лес. В городе есть АЗС, но как далеко от воды - мне не известно, никогда там не заправлялся.

Ещё с десяток километров и на горизонте появляются высоченные мачты ЛЭП - признак ГЭС. Здесь фарватер становится уже и наконец появляется плотина Нижнесвирского гидроузла.

Нижнесвирский гтдроузел
Продолжение

Last updated August 26, 2012
© 2004-2012, A.Gloukhov