На Главную
ЛЮБИМЫЕ МАРШРУТЫ

КАТАМАРАН

Не могу не поделиться впечатлением, которое произвёл катамаран, на котором проходил поход из Бенидорма на о. Табарка и обратно. Это двухпалубное судно длиной метров 20-30. Корпус сварной из алюминиевого сплава.

Катамаран Бенидорм-Табарка

Главные двигатели - дизели. В каждом корпусе ниже ватерлинии имеются иллюминаторы и места для зрителей, но это - отдельно оплачиваемый аттракцион. Скорость (по прикидкам) более 40 км/ч. (См. также более подробные данные).

Салоны двух палуб
Судно имеет два комфортабельных салона общей вместительностью около 300 чел. Простор этих помещений поражает, принимая во внимание относительно небольшую длину судна. Самым "прикольным" было то, что ходовая рубка в кормовой переборке имела два широких окна, через которые любой пассажир мог наблюдать процесс управления. На всём пути можно было читать показния приборов.
Мостик
Здесь только один аналоговый прибор - индикатор положения рулей, остальные - дисплеи цифровых приборов.

Всё что было видно - производства Furuno: индикатор GPS, индикатор РЛС в виде карты, индикатор эхолота. Вместо штурвала - маленький джойстик на столе справа от левого кресла.

На ходу выявились некоторые особенности быстроходного катамарана (см. также комментарий по более свежим впечатлениям)

Кильватерный след
Несмотря на практически спокойное море, судно постоянно зарыскивает. Рулевой непрерывно дёргает вправо-влево джойстик.

Если посмотреть на кильватерный след, то он выглядит как змейка. По-видимому, плохая устойчивость на курсе связана с тем, что даже незначительная разность сил сопротивления корпусов обусловливает заметный момент, который сбивает судно с курса. Видеть как судоводитель "борется за курс" было довольно непривычно. Из-за частых перкладок руля и зарыскиваний на большой скорости развивается стремительная качка. При таком спокойном море по судну невозможно передвигаться, без того чтобы не хвататься за стойки и поручни, которых здесь предусмотрено немало. Значительная часть пассажиров моментально выстроилась в очередь за мешочками, которые выдавались матросом у туалета. Позеленевшие, эти несчастные сидели прямо на полу. Их мучения тут же кончились бы, если бы катамаран остановился.

Несмотря на эти негативные (для многих) моменты, такое судно показалось очень эффективным. Действительно, катамаран отличается очень высоким отношением полезной (жилой) площади к суммарной площади миделя. В результате на одного пассажира получается сравнительно малое сопротивление. Недаром всё местное морское сообщение использует катамараны, всего я насчитал три проекта и этот - самый большой.

На память приходят публикации в КиЯ 80-х годов Б.Е.Синильщикова, где он обосновывал перспективность катамарана как типа корпуса для туристского судна. Он опирался на расчёты и собственный опыт эксплуатации катамарана и, похоже, правильно ухватил суть.

Советую всем, кто разрабатывает концепцию быстроходного комфортабельного катера для дальних походов, пристально рассмотреть данный тип корпуса.

<< >>

Last updated October 18, 2006
© 2004-2006, A.Gloukhov