![]() | |
Соотношение мощностей отечественных и зарубежных моторов
Этот вопрос одновременно и прост и сложен. Как же реально обстоит дело?
Во - первых,
до недавнего времени стандарты измерения мощности в разных странах были разные. До середины 90-х годов (более точной информацией о дате не располагаю) в Японии мощность измерялась на гребном валу, а в остальном мире (в том числе и у нас в стране) на коленвалу.
С середины 90-х все на "Японскую систему" перешли США, Италия, Англия.
Мощность на гребном валу меньше, чем на коленвалу на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Величину КПД редуктора с коническими шестернями можно
узнать в любом машиностроительном справочнике, среднем это 96% (0.96). Можно легко вычислить и потери на водяное охлаждение, т.к. все конструкции насосов давным-давно
изучены и описаны в литературе. Но проще отталкиваться от опубликованных в "Катерах и Яхтах" данных по КПД редуктора мотора
"Привет-22". Для "Привета" КПД с учётом потерь в помпе равен 0.935. Однако, "Привет" (как и "Салют") имеет бесконтактный насос, потери в котором меньше, чем в насосах с резиновой
крыльчаткой. Для моторов с резиновой крыльчаткой ("Нептуны", "Вихри", "Ветерки") можно принять h = 0.92. Производители "Нептуна-23" оставили на капоте надпись "Нептун-23", а в инструкции по эксплуатации указывают мощность на гребном валу - 22л.с. Производители "Вихрей-30" в результате модернизации двигателя подняли мощность до 32 л.с. (по старой системе) и назвали получившийся мотор "Вихрь-32". При дальнейшей модернизации мотора они перешли на японскую систему и назвали самую последнюю модификацию "Вихрь-30МА". Во - вторых, тяговые качества мотора зависят не только от мощности двигателя, но и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта. Практически у всей зарубежных редукция больше, чем у отечественных. В зависимости от этого выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять 5~10%, что позволяет вывести на глиссирование на 5~10% более тяжелое судно. Однако на больших скоростях картина теоретически может поменяться на обратную. Но из-за несколько лучшей обтекаемости редукторов зарубежных моторов они не уступают российским и на повышенных скоростях. Чтобы узнать, какова эта разница в тяге, можно воспользоваться программой расчёта гребного винта. Технические характеристики зарубежных моторов (для расчёта) можно узнать на сайтах их производителей или дилеров. В - третих, российские моторы поставляются как правило с более "тяжелым" штатным винтом, чем зарубежные. Поэтому, если ставить мотор на лодку, не подобрав подходящий винт, зарубежный мотор может иметь преимущество в тяге еще 5~10% по сравнению с нашими. В - четвёртых, немалую роль играет вес мотора. Зарубежные моторы, как правило, тяжелее. А каждые 20 кг веса "съедают" одну лошадиную силу! (См.здесь) Так что при сравнении следует учитывать и это. Сколько - нибудь существенно лучшей удельной экономичностью зарубежные моторы не обладают (проверено). Другое дело, если вместо двух "Вихрей" поставить один мотор большей мощности. Я имею опыт испытаний самодельной каютной мотолодки с размерениями 5.2х1.84х0.8 как с установкой "Вихрь-30" + "Вихрь-М", так и с новым (не Б/У) мотором "Ямаха-55В". Скорости были получены равные, 45 км/ч в обоих случаях, нагрузка три человека. Расход горючего - 27л/ч (А76) и 24л/ч (АИ93) соответственно. Правда, винт на "Ямахе" был тяжеловат - рассчитан на скорость 52км/ч.
Преимущества отечественных моторов:
2. Дешевое топливо А-76, можно (но нежелательно) применять неспециальные масла. 3. Меньший вес.
Преимущества зарубежных:
2. Несколько лучшие тяговые качества при большой нагрузке. 3. Меньшая трудоемкость обслуживания, можно не быть хорошим механиком.
|