В начале 60-х годов стало очевидно, что необходимы более лёгкие, чем "Стрела" подвесные моторы. Байдарочникам и
владельцам самых мелких разборных лодок было тяжеловато таскать 24 - килограммовую "Стрелу" и запас горючего. Московский
машиностроительный завод "Салют", выпускавший разборные байдарки, взялся за освоение подвесного мотора для них.
Поршневая группа была заимствована от широко распространённого велосипедного двигателя "Д-5". Мотор получился мощностью
2 л.с., весом 12 кг, т.е. вдвое легче "Стрелы", что сразу было оценено любителями. Из положительных качеств "Салюта" стоит
отметить бесконтактный насос охлаждения с пластмассовой крыльчаткой и кнопку "Стоп", расположенную в торце румпеля.
Недостатков было, увы, гораздо больше. Гребной винт имел лопасти с большой стреловидностью. Такая форма лопастей
препятствует наматыванию водорослей на винт, однако реально полностью избавиться от наматывания не удалось, зато винт получился
с низким КПД. Отверстия для забора воды в систему охлаждения расположены в передней части дейдвуда навстречу движению,
что приводит к забиванию системы охлаждения песком на мелководье и даже иногда повреждается крыльчатка. Поддон двигателя зачем-то
выполнен с огромными отверстиями, через которые волна заливает свечу и карбюратор. Кроме того, из-за такой конструкции поддона
мотор получился очень шумным. Субъективно "Салют" шумит гораздо громче "Ветерка" и почти "не уступает" мощным "Вихрю" и "Нептуну".
Учитывая, что на преодоление одинакового расстояния пусть даже лёгкое судно с "Салютом" затратит гораздо больше времени,
чем мотолодка с "Нептуном", поездка с "Салютом" будет гораздо более утомительной для экипажа. Как и всем одноцилиндровым моторам,
"Салюту" присущ большой уровень вибрации.
Топлива в маленьком встроенном бензобаке хватало только на 1.5~2 часа работы. Горловина бачка была очень узкой,
и заправить его на ходу, не разлив топливо, особенно не волнении, было очень трудно.
Магнето МГ-103, которым комплектовался мотор, не обеспечивало недёжного запуска.
Наконец, "Салют" был тяжелее всех зарубежных моторов сравнимой мощности.
Завод - изготовитель неоднократно делал попытки модернизировать мотор, разработать новые перспективные модели. В начале
70-х годов пошла в серию модель мотора со складным дейдвудом, более удобная для "земноводных" туристов. Называлась она "Спутник".
В настоящее время складной мотор называется "Салют-ЭС".
Но почему-то это получалось у создателей "Салюта" хуже, чем у любых их коллег, причём своих новаторских решений внедрено не было,
внедрялись чужие разработки. После того, как для моторов "Нептун" была разработана система зажигания МН-1, на основе её деталей
(прерыватель, конденсатор, выносной высоковольтный трансформатор ТЛМ-1) для "Салюта" было создано магнето МС-1, что сделало
зажигание более надёжным, а запуск - более лёгким. В конце 70-х годов после разработки системы электронного зажигания МБ-1 для
бензопил "Урал" и "Дружба", эта система зажигания была применена на "Салюте". Для этой системы зажигания потребовался новый маховик
меньшего диаметра и веса, так что в качестве "бесплатного приложения" "Салют-Э" стал легче на 0.5 кг. Однако, зажигание МБ-1 не очень надёжно из-за
того, что в схеме применён бескорпусный тиристор КУ202М на напряжение 400V, что недостаточно для безотказной работы. Кроме того,
магниты маховика так расположены, что через некоторое время размагничивают друг друга, что приводит к ухудшению искрообразования.
Одно хорошо: зажигание МБ-1 недефицитно, т.к. применяется в бензопилах. Так что, пока на Руси ещё есть лес, зажигание для "Салюта"
можно будет приобрести :-)
Кроме того, в последние годы горловина бензобака "Салюта" была сделана шире, что облегчило заправку. Других существенных
усовершенствований "Салют" не претерпел и продолжает "обладать" большинством первородных недостатков.
Справедливости ради стоит отметить те технические новшества, которые были разработаны заводом, но
так и не были внедрены на серийных моторах:
бензонасос и питание от отдельного переносного бензобака;
более удобный и виброзащищённый румпель;
набор из двух более эффективных гребных винтов - грузового и скоростного;
герметичные капот и поддон;
беспоплавковый более надёжный и экономичный карбюратор;