Предлагаемая вниманию читателей заметка жителя поселка Славянка Приморского края Владимира Мячина может представлять большой интерес для любителей экономичных и, в то же время, вместительных водоизмещающих катеров.
Не секрет, что монтаж и эксплуатация тяжелого и сложного стационарного двигателя отнимает много сил у судостроителя - самодельщика. В таких случаях хорошей альтернативой стационару может быть подвесной мотор.
Разумеется, желательно, чтобы это был четырехтактный мотор с достаточно большим передаточным отношением редуктора, позволяющий получить хорошую тягу при малых скоростях движения и обеспечить управляемость крупного катера
при встречном волнении и ветре. Наиболее подходящим на сегодня из выпускаемых в мире является грузовая "Ямаха-9.9", имеющая передаточное отношение редуктора 13:38 и винт диаметром 300 мм. К сожалению, не всегда у наших
любителей есть возможность выбора моторов, и Владимир использовал менее "тяговитые" Б/У моторы "Хонда". В таких случаях очень полезно установить кольцевую профилированную насадку на гребной винт для увеличения тяги
и лучшей защиты винта от ударов. Тем не менее, опыт Владимира положительный и заслуживает одобрения.
Владимир и Татьяна - чистые гуманитарии ;-)
Бот построен силами неквалифицированной семьи (я и жена - чистые гуманитарии) из спасательной шлюпки на 55 пассажиров.
Корпус - алюминиевый, сварной 8,9 х 2,9 х 1,68 м. Движителем была система "тяни-толкай" на 12 гребцов.
Первоначально вварил в корме фундамент под стационар "Пуцп-2". Мастера по мотору не стало - идея "Пуцп" зависла.
Сооружали надстройки. Я не спец, обзову по-деревенски: стропила крыши - брус 50х70 мм, связки между деталями - удлиненными болтами М6 через алюминиевые уголки. Крыша - 12 мм фанера.
Каюты заняли 2/3 палубы. Главная переборка - из половой рейки (в паз). Дверь (люк размером 100х100 мм заводского изготовления, стальная, с 4-мя рычагами-зажимами, под навесной замок).
Разделительная переборка каюты из того же материала, без двери.
На боте сохранены все емкости плавучести: бортовые банки от носа до кормы, носовые и кормовые гермоотсеки, двойные борта. Кстати, из двойных бортов устроены 4 емкости по 300 л под пресную воду, хотя первоначально планировалось 2 из них пустить под дизтопливо. Но 1200 л за лето не потребили ни разу, 2 емкости ходят пустые.
Стены каюты из той же половой рейки. В стены врезаны 2 иллюминатора. В крыше на носу устроен люк с алюминиевой накидной крышкой и винтовым запором. Через люк сбрасываются якорь с фалом и отдельно цепь на шнуре - для облегчения при подъеме.
В основной каюте - две лежанки 1,5 и 2-х спальные. В носовой каюте - сменный лежак на 4 чел. - 2 м. длины.
1/3 кормы - открытая палуба. Боковые скамьи для рыбаков. Трюм 1,2 х 1,9 м с откидной алюминиевой крышкой-столом, запираемой из каюты.
В проем фундамента поставлена на болтах шахта под ногу 58 см, раскреплена уголком по бортам. Днище вырезано, корма нормально себя ведет без куска киля т.к. фундамент сварен с корпусом из 10 мм алюминия и раскреплен. Подвесной мотор торчит ниже киля на 20 см. Это моя дилетантская ошибка! Надо было лепить шахту на корме, удлиняя вырез за рулем. И мотор был бы защищен килем, и шахта была бы на 20 см выше уреза воды. Бывало, при загрузке на корме 6-8 чел. волной воду забрасывало через шахту. И одну ногу я уже обрезал, гоняясь со спиннингами за семой - наехал на плиту вдали от берега.
Вид на моторный отсек
Мотор стоит Хонда-9,9 старенький, вроде 89-90 г. Работает на 92 бензине, 3,2 - 3,5 л/час.
Ход на встречной волне и ветре - 4 - 5 км/час, по спокойной воде 8 -9 км/час.
Запасной мотор - Хонда-7,5 (74-76 г), что ногу обрезал (восстановили спецы здешние, притулив через ал. плиту ногу от Сузуки-9), работает на 76-м бензине, потребляет и вовсе смешно - 2 л/час максимум. Был случай, когда я шел из Славянки на Миноноску 40 мин и сжег 600 гр.!
"Хондзуки-7.5"
Что еще. На корме надстройка-гальюн. От крыши рубки на гальюн проброшена крыша фанерная, от нее на борта тенты-пологи для стоянки в дождь. 2 аккумулятора щелочных 6V по 72 а/ч, свет, авто холодильник советский на 12V. Хонда-9,9 имеет стартер/генератор. Аккумуляторы подзаряжаются на берегу 1 раз весной, в остальное время - от мотора.
Забортный алюминиевый трапик на 8 ступеней, надувная "Омега" с самодельным вставным дном из фанеры.
Всё. И так уже 8-й год.
Да, руль съемный, алюминиевый, пришлось наварить пластину 30 х 40 см, теперь чуткий. От блоков и тросов отказался - алюминиевая штанга длиной 4 м крепится через вертлюг на водило руля. Управление по левому борту хоть стоя, хоть сидя. В рубке можно стоять от ветра и волн. Надежно, ещё не подводил руль ни разу, хотя окрестные острова обшарили все, ходили в заповедник, Витязь, Зарубино. Имеется приличный шлюпочный компас. Купил недавно новый GPS-навигатор, ещё не разобрался. Стоянка в б. Круглой, летний буй - в б. Миноносок, справа после входа в бухту - бухточка. Все яхтсмены знают.
Владимир Мячин с рулевой штангой в руках
Мне 68 лет.
Фото 13~14 июня 2003г. Есть видеозаписи, не знаю, как послать...