Постройка мотолодки методом "Stitch&Glue" ("Сшей и склей").
Автор-
Давно думаю построить небольшую моторную лодку, чтобы кататься по нашему заливу и иметь возможность возить на телеге за автомашиной в заливы соседние.
Воплощению мешает во-первых лень, во-вторых, наличие небольшой надувной лодки с 2-х сильным подвесным мотором, а главное, предчувствие всевозможных проблем: подбор материала, выбор проекта, поиск места для строительства, места для стоянки и т.п., я не столяр и не плотник, у меня нет ни сарая, ни гаража. Но все-таки я, кажется, уже втянулся и начал, пока теоретически, решать для себя эти вопросы.
Как делать?
Как-то давным-давно, в одном из номеров КиЯ я узнал о методе постройки корпуса лодки при котором не нужен стапель, не нужна "разбивка плаза", не нужно "причерчивание поясьев обшивки по месту". Нужно лишь вычертить по шаблону заготовки днища и бортов, потом скрепить эти части между собой проволочными скрепками и проклеить вдоль все швы полосами стеклоткани на эпоксидном клее. После чего в уже готовую скорлупу вставить и таким же способом приклеить заранее вырезанные и собранные переборки и шпангоуты. Подобный проект можно посмотреть и на этом сайте.
Позже, из интернета, я узнал, что способ этот называется stitch&glue, то есть "сшей и склей", и что огромное число самодельщиков во всем мире давно и успешно применяет его для строительства самых разных лодок. Даже стыковку листов фанеры для получения длинных заготовок делают таким же способом, а не методом "стыковка на ус" или "с подкладной планкой". Получается, что не имея никаких специальных навыков по деревообработке, можно сравнительно легко и быстро построить корпус лодки! Причем все заготовки остаются плоскими до самого момента сборки корпуса - их можно даже в квартире выпиливать и хранить.
Из чего делать?
Конечно же из фанеры! Но я еще не видел в нашем городе в свободной продаже водостойкую фанеру. На одном из форумов (к сожалению, сейчас неработающем) прочитал, что парни построили для своей летней турбазы несколько лодок из обычной строительной фанеры, оклеили их стеклотканью и ходят на них уже несколько лет. Мне кажется, это вполне можно применить. (Через пару лет, скорее всего выяснится, что лодка оказалась не совсем "правильной" и нужно делать другую.) Отпадает еще одна "причина" отложить строительство - нет водостойкой, можно построить из обычной. На самом деле, водостойкая фанера во Владивостоке продается, хотя и не постоянно в наличии в каждом конкретном магазине. (Прим. автора сайта.)
Что делать?
Поскольку собственного опыта эксплуатации моторных лодок у меня нет, я с интересом изучал мнения других, более опытных товарищей, особенно понравилось обсуждение "народной лодки" на форуме. Я решил, что мне нужна лодка длиной 4 - 4.5 м, 4-х местная, под мотор 30-50л.с. Собственно, именно такие лодки когда-то выпускались советской промышленностью. Но их больше не делают. Да и мне показалось, что для моря они не очень-то подходят.
Есть у меня книга, друзья подарили, называется "15 проектов судов для любительской постройки", наверное самого первого издания - 1974г. В этой книге есть проект мотолодки "Косатка" - он мне понравился. Но описанная в книге технология, никакая не stitch&glue, а самая что ни на есть классическая - никаких выкроек - только "теоретический чертеж" и "конструктивный чертеж корпуса и сечения по шпангоутам". Дочитав до фразы: "При разметке на плазе 4-го и 5-го шпангоутов и транца необходимо сначала нанести положение точки скулы, затем по горизонтали внутрь от нее отложить ширину скулового брызгоотбойника, а по вертикали - его высоту и соединить концы ...", я понял, что мне нужен другой проект.
"Собственный" проект.
И я вспомнил про найденный несколько лет назад сайт некоего Роберта Лайна (буду называть его так, ибо по французски читать не умею, а он, похоже, француз). Он написал программу Carene 5.0, предназначенную для расчета выкроек корпуса лодки из листового материала - фанеры или металла. И он эту программу предлагает всем любителям безвозмездно, то есть даром. В этой программе, задав несколько параметров - длину, ширину на миделе и на транце, угол килеватости, угол развала бортов, и т.д., можно получить пары координат XY по которым вычертить заготовки днища, бортов, транца, палубы и 80-ти шпангоутов. Правда, в примерах рассматривались водоизмещающие корпуса для гребных лодок или яхт, но я решил попробовать перенести основные размерения лодки "Косатка" в программу. Вот что получилось:
Я несколько увеличил развал бортов, да и форштевень не очень похож, в общем никакая это не "Косатка" - ну и ладно, вроде выглядит не так уж плохо. Вышло на первый взгляд, что из 2-х склеенных в длину стандартных (1.22х2.44) листов фанеры получатся обе заготовки днища, а из двух других - заготовки бортов.
Можно рассчитать вариант с завалом верхней части бортов внутрь:
Будет и красивее и прочнее, но это же столько дополнительных усилий по вычерчиванию, вырезанию и склеиванию!!! Лучше потом сделаю крепкий привальный брус.
Проверка на модели.
Опять сомнения - можно ли доверять этим длинным колонкам XY и XYZ-координат, выданных программой? Типа таких:
Half Transom development created with Carene50
Lower part
Y Z
00,00 00,00
01,48 00,46
02,97 00,92
04,45 01,38
05,94 01,84
07,42 02,30
08,91 02,76
10,39 03,22
11,88 03,68
13,36 04,14
14,84 04,60
19,87 17,22
00,00 17,22
Upper part
Y Z
0,000 1,722
1,987 1,722
1,987 1,723
0,000 1,723
EOF
И что еще придется досчитывать или достраивать по месту на реальной лодке?
Как-то на форуме, желающим делать лодку из АМГ, посоветовали сначала построить радиоуправляемую фанерную модель и испытать ее. Идея мне показалась неплохой, правда, я саму лодку-то из фанеры делать собрался. Но проверить на модели было бы неплохо. Я ввел пересчитанные в масштабе 1:4 данные в программу и получил результат:
Осталось набрать на работе кучу картонных коробок, распечатать все необходимые таблицы, купить свежие лезвия для ножа и - вперед!
Сперва прикинул на эскизе места установки практических шпангоутов.
Выбрал из 80-ти, рассчитанных программой, 7 штук подходящих по месту, вычертил их и вырезал из толстого картона.
Потом сделал заготовки днища и бортов - длинные полосы из кусков тонкого картона, склеенныx с помощью "подкладных планок" - и начал рисовать точки в соответствии с распечатками координат. При вычерчивании борта, обратил внимание на совпадение количества теоретических шпангоутов (80 шт.) с количеством точек задающих кривые на чертеже выкройки борта. На всякий случай, соединил линиями точки на выкройке, номера которых совпадали с номерами моих практических шпангоутов - похоже эти линии задают положения шпангоутов. Потом начал вычерчивать выкройку днища и засомневался в предыдущей догадке - от кормы до примерно середины лодки линии, вроде, совпадали с местами установки шпангоутов, но дальше к носу куда-то съехали и стали проходить не поперек выкройки, а по диагонали! Отложил эту задачку на потом.
Соединил вместе заготовки днища, потом прикрепил борта и транец. Вместо металлической проволоки использовал тонкие полоски бумажного скотча.
Все совпало!
Особенно понравилось, как точно состыковались все четыре заготовки в носу (я склеивал от кормы к носу).
Установка шпангоутов.
Дальше пора было устанавливать шпангоуты, и тут как раз возникла та самая задачка с определением точного места их установки. Если не разметить места установки шпангоутов на выкройке, то как их потом устанавливать. В описании программы ничего про это не нашел. Много думал :о)... Потом нашел e-mail Роберта Лайна и написал ему такое письмо (лиц, владеющих английским языком, прошу сильно не смеяться):
Thank You very much for you CAD software.
I want to build my own boat for a long time.
Resently I find info about stitch and glue method, and find that it is applicable for me.
May be I'll build boat next summer. I'm going to use Carene 5.0 for hull designing.
I even built 1:4 model of my boat from cardboard - looks fine.
But I don't understand, can I mark places for stations on developed planks,
when they are flat yet? First, I thought, that x-coordinate of any plank's point number
fits to corresponding station number. But now I see it's not right. Does any way exists
to draw lines on the planks - where stations will be attached.
Yours sincerely.
Pavel Kryzhny.
Vladivostok, Russia.
Через день пришел ответ:
Hello Pavel,
thank you for the compliment on Carene.
If you look at the developed plank files in XYZ format you will notice that there are
always 82 points like in the hull line file. The first point 00 is at the transom,
point 01 is at the aft end of the keel and then each point up to 81 is at fixed interval
along the keel corresponding to 80 stations. The last point is at the stem.
The above is true for the side planks. For the bottom the same is true up to the point
of maximum beam width. Forward of that the ruling lines are skewed forward by the keel
advance angle and points do not correspond anymore to the stations unless the keel
advance angle is zero.
Attached is a photo of the aluminium boat I built from Carene50 drawing
Regards / Amities
Robert Laine
http://www.sailcut.com Free CAD for sails and hull
http://sailcut.sourceforge.net/ Open source code
То есть, оказывается, я правильно догадывался - прочерченные мною на выкройках бортов линии, и есть места установки шпангоутов. А на выкройке днища, пользуясь данными программы, можно разметить места установки шпангоутов только от кормы до миделя. В принципе, достаточно и линий на бортах - я начал устанавливать шпангоуты.
Палубу и пайол тоже вырезал по таблицам, полученным из программы. Нужно ли говорить, что и палуба и пайол точно совпали с местами их установки. Детали рецесса, и рундуки-подставки под сиденья я вымерял и вырезал по расчетам и вспомогательным чертежикам (можно было просто "по месту")
Интересное наблюдение - разметка, вырезание, сшивание и склеивание собственно "скорлупы" корпуса занимает гораздо меньше времени (около 20%), чем последующее обустройство: шпангоуты и переборки, палуба, рецесс, рундуки и пайолы и.т.п.
Установка реданов.
Я так увлекся сборкой корпуса, что совершенно забыл про продольные реданы: как разметить на днище линии для их установки.
Пришлось вырезать для эксперимента еще одну выкройку днища. От кормы до миделя все, вобщем-то, понятно - поделил ширину на 3 - и получил координаты линий для 2-х реданов. А дальше к носу? Возможны 4 основных варианта, и куча промежуточных.
Мне показалось, что проще всего разметить по 3-му.
Посоветовавшись с уважаемыми участниками форума, убедился, что 3-й вариант не хуже других, а разметить его проще всего - соединил отрезками все одноименные (точнее, однономерные) точки на верхней и нижней линях выкройки днища, поделил отрезки на 3, и прочертил по полученным точкам линии для 2-х продольных реданов.
Приложил выкройку к днищу - вроде выглядит прилично.