![]() | |
Лодочные моторы "Стрела"История, теория, эксплуатация, доработки и модерницацияВ далёком 1953 году после смерти И.В.Сталина партия и правительство решили, что достаточно подержали народ в чёрном теле и пора бы дать трудящимся какую-то отдушину. На Куйбышевском моторостроительном заводе имени Фрунзе был организован крупносерийный выпуск подвесных лодочных моторов мощностью 5л.с., которые не мудрствуя лукаво, так и назвали "ЗиФ-5" - завод имени Фрунзе, пятисильный. В стране и до этого предпринимались попытки производить подвесники, однако масштабы производства были ничтожны. "ЗиФ-5" стал первым массовым мотором. В последующие годы к производству этого мотора подключился Ульяновский моторный завод. Мотор получил собственное имя "Стрела" и выпускался сериями по 25~30 тыс.шт. в год вплоть до 1965г., когда он был снят с производства. Несмотря на многие недостатки, "Стрела" позволила приобщиться к водно-моторному образу жизни сотням тысяч жителей СССР и дала мощный толчок развитию индустрии маломерных судов и моторов.
"Стрела" имела следующие технические характеристики:
Положительными качествами мотора были неплохие тяговые качества для своей мощности
и небольшой расход топлива, нетребовательность к октановому числу бензина, простота
устройства, небольшая цена.
Недостатков было значительно больше: отсутствовал холостой ход, отсутствовала какая-либо
амортизация в подвеске, что в сочетании с одноцилиндровым малооборотным двигателем приводило к сильной
вибрации лодки, довольно большой вес. Двигатель не имел закрывающего силовую головку кожуха, что
обуславливало большую шумность и плохую водозащищённость мотора. Из-за поршневой системы впуска
и ненадёжной системы зажигания мотор обладал очень скверными пусковыми качествами.
|