Простейший электронный тахометр


К. С. Гайнутдинов, Г. Г. Глубоков, "Катера и Яхты", №5(99) 1982г.

  Рекомендуемая схема электронного тахометра, работающая непосредственно от генераторных катушек магдино МВ-1 и МН-1, обеспечивает высокую точность измерения числа оборотов коленчатого вала двигателя.

  Работа схемы основана на измерении среднего значения проходящего через конденсатор С1 тока Iср, который определяется как

Iср=с*U*f

  Емкость конденсатора с и напряжение и — величины постоянные, поэтому величина среднего тока является функцией только частоты f.

  Благодаря низкому выбранному уровню стабилизации напряжения и схеме параметрического стабилизатора с применением ламп накаливания работа тахометра не зависит от формы и амплитуды напряжения на генераторных катушках.

  Шкала тахометра — микроамперметра градуирована в оборотах в минуту в пределах от 0 до 6000 об/мин (верхнее значение соответствует пределу 30 мкА).


Схема электрическая принципиальная

Простейший электронный тахометр.Схема электрическая принципиальная.

  Пояснения к схеме: V1, V2 - стабилитроны КС139А; V3...V6 - диодная матрица КД906А; R1 - подстроечный резистор СП5-2 3.3 кОм; C1 - конденсатор БМ-2 0.033 мкФ 150 В; P - микроамперметр М 42005 30 мкА; HL1, HL2 - лампы накаливания НСМ-9-60-2 (9 В, 60 мА) или НСМ-10-55-2 (10 В, 55 мА)


  При настройке на вход тахометра с любого стандартного генератора звуковой частоты подается напряжение 9—18 В частотой 166,6 Гц. При помощи потенциометра R1 стрелку микроамперметра Р устанавливают на отметку 5000 об/мин.

  Подавая на вход тахометра напряжение с другими частотами в соответствии с таблицей, шкалу микроамперметра градуируют в оборотах в минуту.

Таблица

f, Гц 0 33.3 66.6 100 133.3 166.6 200
n, об/мин 0 1000 2000 3000 4000 5000 6000

  Для предварительной настройки приемлем вариант подачи переменного напряжения 9—18 В частотой 50 Гц (через трансформатор от городской сети). При этом стрелку микроамперметра устанавливают на 1500 об/мин. Однако этот вариант менее предпочтителен, так как не позволяет достичь высокой точности измерения.

  При использовании элементов, указанных на схеме, обеспечивается хорошая температурная стабильность. Возможно применение других элементов, в частности, микроамперметра с другими пределами измерения (до 100 мкА), четырех диодов (вместо диодной матрицы КД906А), подстроечных сопротивлений других типов, резисторов МЛТ-0,5 560 Ом (вместо ламп накаливания НСМ).

  Не рекомендуется применять керамические конденсаторы: по сравнению с бумажными, их емкость в большей степени зависит от температуры, соответственно появится большая температурная погрешность.

  Конструктивно все элементы схемы размещаются на печатной плате, которая устанавливается на задней крышке микроамперметра. Однако авторы предпочли поместить печатную плату в корпус микроамперметра, в таком случае свечение лампочек можно использовать для подсветки шкалы в ночное время.

  Многолетняя эксплуатация нескольких изготовленных по описанной схеме электронных тахометров подтвердила их высокую точность и надежность.


  Кроме рекомендованных авторами, можно применять стабилитроны КС133А, любые другие маломощные диодные сборки и мосты. Применение резисторов вместо ламп накаливания несколько ухудшит точность измерения. Тахометр, выполненный по этой схеме, может применяться с любым мотором (в том числе и зарубежного производства), имеющим генераторную катушку (катушки), однако если маховик имеет отличное от четырёх число магнитов, градуировка прибора будет отличаться от исходной. Примечание автора сайта.

© ЗАО КПНП Журнал "Катера и Яхты" 1963-2003


Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу