Лодочные моторы "Москва"История, теория, эксплуатация, доработки и модернизация.Москва! Как много в этом звуке...[Устройство и различия моторов “Москва”, “Москва-М”, “Москва-12.5”.] Пятисильная "Стрела" годилась только для водоизмещающих тихоходных лодок. В те далёкие времена ещё не существовало лёгких надувных мотолодок, способных глиссировать при мощности 5 л.с. Московский машиностроительный завод "Красный Октябрь" в 1955г. освоил производство лодочного мотора "Москва", выдававшего поначалу мощность 9.5 сил. Русский народ, в подавляющем большинстве состоящий из любителей быстрой езды, а вслед за ним и все народы нашей необъятной родины получили поистине бесценный подарок!
Новый мотор позволял лёгкой мотолодке с двумя, а то и тремя нетолстыми людьми на борту уверенно
глиссировать со скоростью более 25 км/час, а одному водителю "летать" гораздо быстрее - до 40 км/час!
"Москва" была весьма неплохим мотором по всем статьям. И это неудивительно, поскольку
был очень тщательно скопирован современный тогда 10-сильный "Scott-Atwater". О тщательности копирования говорит многое.
Гребной вал, защитная решётка водозаборника, ручка переключения реверса, амортизирующие пружины подвески
и многие другие детали были сделаны из нержавеющей стали. Диаметр цилиндра, ход поршня и диаметр поршневого
пальца даже не были переведены из дюймовой системы в метрическую, из-за чего не были взаимозаменяемы с
мотоциклетными и другими отечественными двигателями. Впрочем, завод настолько хорошо организовал снабжение
запчастями, что такой взаимозаменяемости и не требовалось. Пылесосы, радиоприёмники, лодочные моторы и другую технику стремились
делать обтекаемой, "космической" формы. Вот и "Москва" получила в наследство от "Scott-Atwater" обтекаемый
кожух в виде двух полушарий, штампованных из обычной стали (прочных пластиков ещё не существовало,
а алюминий гораздо хуже штампуется). Такие поддон и кожух жутко ржавели в морских
условиях и очень быстро приходили в полную негодность. Мне, как представителю следующего поколения
водномоторников видеть "одетую" "Москву" так и не пришлось. На тех экземплярах, что я видел, кожухи
сгнили в прах и были выброшены. Понятно, что "раздетый" мотор шумел и боялся заливания водой.
Кроме того, поддон был слишком глубоким и если не был ещё выброшен, сильно затруднял обслуживание
карбюратора, топливного насоса и свечей. Тяга реверса была неразъёмной, из-за этого снять редуктор
было невозможно, не сняв двигатель. Помпа водяного охлаждения была расположена слишком
высоко, что создавало трудности с засасыванием воды сразу после запуска, крыльчатки помпы служили
недолго. И наконец, маховик имел всего один слабый магнит, поэтому искра была слабовата и запуск
мотора затруднённый (по современным меркам), но всё же гораздо лучший, чем у "Стрелы". Правда, оставалось ещё слабоватое зажигание, но в то время уже выпускался мотор "Ветерок", маховик от которого подходил к "Москве" без какой-либо подгонки и позволял добиться мощной, "убойной" искры и прекрасного запуска! В эти же годы Ржевским заводом был освоен выпуск дистанционного управления газом и реверсом моторов собственной конструкции. Это дистанционное управление было самым удобным и надёжным из всех, когда-либо выпускавшихся в стране! К "Москве-М" было выпущено очень много запчастей. Вплоть до начала приватизации магазинов спорттоваров в 1992г. по всей стране продавались запчасти к "Москве", причём в последнее время - по смешным ценам. Посылторг исправно высылал запчасти наложенным платежом. Благодаря этому многие ценители "Москвы" и по сей день успешно эксплуатируют свои моторы. И если Вы стеснены в средствах, но не боитесь слегка поработать, смело берите "Москву-М", если Вам её с запчастями предложит ветеран. Многие запчасти подходят и от "Ветерка". А если снабдить "Москву" "Ветерковским"электронным зажиганием, она не уступит по надёжности и нынешним зарубежным моторам. Ещё одно важное замечание. Моторы "Москва" и "Москва-М" благодаря их высокой надёжности применялись в Советской Армии как двигатель для десантных плавсредств. Многие тысячи моторов находились хорошо законсервированными в долговременном хранении, а может быть хранятся и по сей день. Если повезёт, можно купить прекрасный "военный" мотор из ДХ по смешной цене. Приведу курьёзный пример. В 1997г. ко мне обратился сосед по стоянке, привезший из-за границы 40-сильный "Джонсон" выпуска конца 60-х. Ему были нужны катушки зажигания для магнето. Катушки от "Москвы", которые я купил в Казани в 1988г., подошли на "Джонсон" как "родные"! Видимо, "Scott-Atwater" и "Джонсоны" когда-то снабжались унифицированным магнето. В 1970г. Ржевцы за счёт повышения степени сжатия, изменения формы камеры сгорания и фаз газораспределения подняли мощность до 12.5 л.с. И что наиболее важно, это удалось сделать практически без увеличения расхода горючего! "Москва-12.5" стала наиболее экономичным подвесным мотором на тот момент! Вскоре был изготовлен опытный экземпляр водомётного мотора на базе "М-12.5", называвшийся "Комета". Однако с этого момента счастливая звезда "Москвы" начала свой закат. В целях экономии Ржевцы решили ставить на мотор мотоциклетный карбюратор К36-К вместо замечательного "Скоттовского". Этот карбюратор не имел пусковой воздушной заслонки и имел
слишком большой диаметр диффузора. Запуск ухудшился, стало трудно регулировать карбюратор.
Отрегулируешь, наденешь кожух - регулировка нарушается! Какой бес толкнул ржевцев в рёбра, никому неизвестно,
но культура производства резко упала. Пошёл явный брак, порой даже забывали просверлить
смазочные отверстия во втулках шатуна, что приводило к быстрому отказу двигателя.
Поэтому "Москвой-12.5" рисковано пользоваться без предварительной переборки с тщательной
ревизией всей важных узлов. Но можно, если поставить карбюратор от "десятки" и
электронное зажигание.
|