Подключение регулятора напряжения к подвесному лодочному мотору


Электрическая схема мотора "Ямаха-30HMHS" с подключенным регулятором и нагрузкой.
Электрическая схема мотора "Ямаха-30HMHS" с подключенным регулятором и нагрузкой.

  Внимание!

  В данной статье объясняется подключение регулятора, производимого автором сайта, и описанного здесь.

  К регуляторам других производителей эта информация неприменима. В частности, регуляторы других производителей в большинстве своем не обладают возможностями работы с аккумуляторами малой емкости или вообще без аккумуляторов. Самостоятельные эксперименты с подключением к регуляторам других производителей мелких АКБ и приборов могут привести к их порче.

  Фирменная схема дополнена подключенным регулятором напряжения с подключенными к его выходу предохранителем, аккумуляторной батареей, лампочкой и тахометром.

  Аккумулятор не является обязательным элементом электросхемы, и требуется только для подключения мощной нагрузки, и при необходимости пользоваться электричеством при неработающем моторе. С регулятором, описываемым здесь, можно использовать аккумуляторы самой малой емкости, начиная от 1.3 А*Ч.

  Если электричество при неработающем моторе не требуется - при мощности нагрузки не более 15 ватт можно обойтись совсем без аккумулятора, а при большей мощности нагрузки - включить вместо аккумулятора электролитический конденсатор емкостью 10000 Мкф, рабочим напряжением не менее 25 вольт.

  Как видно из схемы, переменное напряжение от генераторной катушки выводится из основания магдино двумя зелеными проводами. В случае мотора с ручным запуском эти провода никуда не подключены. Чтобы найти эти провода, нужно посмотреть на двигатель со снятым колпаком с правой стороны. Обращаем внимание на жгут проводов в синей оболочке в районе тросов "газа".

  Далее, если заглянуть в поддон мотора в районе ручки переключения реверса, можно заметить резиновое гнездо, в которое уложены наконечники проводов генераторной катушки.

  Гнездо с подходящим проводом общим планом.

  Для подключения регулятора извлекаем наконечники проводов из гнезда, убеждаемся, что это розетки типа "мама".

  В случае, если регулятор размещается в лодке, протягиваем через отверстие, прорезанное в резиновой заглушке спереди поддона, провод с обжатыми на нем наконечниками типа "папа" (продаются в магазинах радиокомпонентов).

  Соединяем провода. Поскольку ток переменный, какой провод с каким соединить - не имеет значения.

  После подключения укладываем разъемы обратно в штатное резиновое гнездо, чтобы они не болтались по поддону.

  В лодке к выведенным проводам подключается регулятор, а к его выходу - нагрузка: аккумулятор, лампочки, приборы. Применение предохранителя обязательно!

  В случае, если регулятор устанавливается на моторе, нужно самостоятельно найти место для его крепления к двигателю, возможно - изготовить кронштейн для крепления, привинтить регулятор и соединить два его светлых провода одинакового цвета с вышеуказанными разъемами кабеля. Через заглушку наружу выводятся провода постоянного выходного напряжения (черный - "минус", красный - "плюс").

  Рассмотрим для примера установку регулятора на все тот же широко распространенный мотор "Ямаха-30HMHS". Для установки устройства потребуется ключ с накидной головкой на 10, болт М6 с длиной резьбовой части 50 мм, пружинная разрезная шайба гровера и пять шайб увеличенного внешнего диаметра, иногда называемых "кузовными". В данном случае шайбы имеют толщину 1.5 мм и внешний диаметр 17.8 мм. Увеличенный диаметр шайб - обязательное условие для надежного крепления регулятора. Желательно, чтобы весь крепеж был нержавеющим, хотя при затруднениях с его приобретением можно использовать и оцинкованный. Если толщины шайб отличаются от 1.5 мм, нужно изменить их количество, чтобы общая толщина пакета из 4-х шайб составила 6 мм.

  В радиаторе регулятора необходимо просверлить крепежное отверстие диаметром 6~6.2 мм, накернив его центр в 30 мм от торца и строго посередине.

  Выворачивается один из штатных болтов крепления впускного коллектора, и вместо него заворачивается новый болт вместе с шайбами и регулятором, надетыми на него в порядке, показанном на фото. Внимание! Под регулятором установлено четыре шайбы, хотя из фото может показаться, что их три.

  Регулятор поворачивается так, чтобы своим краем он примерно на 1 мм не доходил до вертикальной стойки поддона, и болт окончательно зажимается ключом. Можно также натянуть на стойку отрезок резинового шланга, чтобы исключить возможное касание, но в принципе это излишне.

  Провода регулятора, имеющие одинаковый светлый цвет, соединяются с зелеными проводами от генераторной катушки, как было описано выше. Черный и красный (красно-черный) провода выводятся наружу, и к ним подключается бортсеть с соответствии с приведенной в начале статьи схемой.

  Разъемы для подключения черного ("минус") и красного ("плюс") проводов могут быть любыми, в зависимости от возможностей и пожеланий владельца. Можно даже приобрести фирменный разъем и установить его на поддон мотора.

  Аналогичным образом производится поиск проводов генераторной катушки и подключение регулятора на моторах других марок и моделей. Отличается лишь цвет проводов, идущих от генераторной катушки: для "Тохатсу" это белый и желтый провода, для "Сузуки" - желтый и красно-желтый (или желтый и красный).


Copyright © 1999 - 2005

Рейтинг@Mail.ru
На главную страницу