На главную
ПОК
Двигатель М-412
Охлаждение
Химия
Электрика
Полезняшки
пневмо-трим
Запчасти
Сезонное обслуживание
Примеры тюнинга
Документация
письмо автору
|
Советы при покупке б\у катера
Для начала хочу высказать собственное мнение, почему лично я купил Амур. Был у меня прогресс-4 с Вихрем-30, все ушло
темной летней ночью в неизвестном направлении. Был Крым с В-30 и была такая же темная ночь, но только для мотора.
Подобные истории для владельцев подвесников не редкость и поныне.
Так как оставлять катер приходится порой и просто на берегу, и на слабоохраняемых стоянках - тема воровства причиняет
беспокойство. Прежде всего сохранность подвесника, да и само корыто весом 170-250 кг можно уволочь.
Вот тут я и обратил внимание на Амур - бюджетный вариант. Первый плюс - стационарный двигатель, который непросто, да и
никому не придет в голову воровать. Общий вес катера в 750 кг не позволяет запросто украсть его целиком. Второй плюс -
нетребовательный движок, ремонтопригодность и дешевизна запчастей. Третий плюс - удобство,
вместительность, грузоподъемность, объемные рундуки. По нему можно ходить, не уподобаясь эквилибристу ! Масса возможностей
к усовершенствованию, подгону под себя.
Конечно есть минусы: это не красавец Байлайнер, это не иномарочная надежность и его не настолько легко сбросить на воду и
поднять или стащить с мели, как легкую мотолодку.
На данный момент ситуация такова, что надо хорошо подумать, покупать ли Амур. Завод практически не продает запчасти. Это
означает, что Амур-М, как наиболее склонный к повреждению гребного вала, покупать не стоит вообще. Водометы, колоночные
амуры - тоже потребуют ремонта движителя, но хоть не так часто. Однако прочность и ремонтопригодность алюминиевого корпуса
все же выше пластиков, и это остается плюсом.
Можно повесить подвесной двигатель, что многие и делают. Но это действие выводит Амур из бюджетных катеров, усиливает
интерес к катеру со стороны криминальных элементов и требует дорогой стоянки. По условиям хранения и экономическим причинам,
я такой вариант для себя и на этой странице не рассматриваю.
Характеристики самых распостраненных моделей Амуров в базовой комплектации
Технические параметры
|
«Амур-3,Д»
|
«Восток»
|
«Амур-М»
|
Длина наибольшая, м
|
5.5
|
5.5
|
5.5
|
Ширина наибольшая м
|
1.84
|
1.84
|
1.84
|
Высота габаритная, м
|
1.3
|
1.3
|
1.3
|
Высота борта на миделе, м
|
0.93
|
0.93
|
0.93
|
Осадка, м
|
0.45\0.20*
|
0.20
|
0.45
|
Полное водоизмещение, т
|
1.18
|
1.20
|
1.18
|
Силовая установка:
|
|
|
|
- двигатель
|
М-412
|
М-412
|
М-412
|
- движитель
|
ПОК
|
Водомет
|
Вал под днищем
|
Мощность, л.с.
|
60
|
60
|
60
|
Ёмкость топливных баков,
л
|
100
|
100
|
100
|
Скорость (не менее), км/час
|
40
|
38
|
40
|
Дальность плавания (max)
|
200
|
200
|
200
|
Паспортная вместимость, чел
|
5
|
5
|
5
|
Примечание: * с поднятой колонкой.
При выборе катера Амур полезно знать отличия моделей.
Амур - первая модель. Отличается от "Амура-М" корпусом и отсутствием коробки передач. Сцепление ручное,
постоянное зацепление в понижающем редукторе на передний ход.

Амур-М с валом плох по двум причинам - вал на днище сильно затрудняет проход мелей и подход
к берегу, и на моей памяти много утонувших М-ок из-за подтекания воды через сальник гребного
вала. Размер кокпита (салона) меньше, чем у колоночных.
Редуктор находится под полом салона, шумит. Но, если все по уму сделано, М-ка
надежнее, как я вижу, простотой конструкции и по скорости не уступает. Да, еще М-ка плохо управляется
на заднем ходу.

Амур-В с водометом. Чувствителен к загрузке, но проходим, совсем не боится мелей.
Посторонние предметы могут вызвать повреждения импеллера (винта), а водоросли требуют постоянной чистки водомета.
Из-за простоты констукции очень надежен. Неуправляем при движении назад.

Амур-2, который с рубкой и колонкой. Рубка с двумя диванами,
столик, дверца, люк вентиляции, окошки - удобно, но только когда не жарко. На жаре, говорят - это
душегубка. И из-за рубки у 2-ки кокпит меньше даже М-ки, а общий вес корыта на 100 кг больше. Великолепно
смотрится эта модель с подвесником от 90 сил, и как следствие - увеличенным кокпитом.
Амур-2В - водометный вариант каютного Амура.

Амур-3 или Д разнятся используемым бензином, т.е. соответственно 92 и 80. Говорят, есть незначительные
изменения дизайна салона. Кстати, из-за забортного редуктора самый просторный салон. Колонка
удобная вещь, правда из-за большого веса тяжело откидывается об мель, но зато мало мешает подходу к берегу.
На мелководье поднимается вручную.

По мотору: все родные движки уже уложены. Есть смысл рассматривать переделанные на 1.8 литра с заменой
цилиндров, поршней, коленвала и карбюратора. Переделка движка не отображается в судовом билете, ибо зачем платить
лишние налоги, да и такой объем движка не подпадает под юрисдикцию ГИМС. Двухлитровые-же движки перегреваются,
требуют доработки охлаждения и быстрее укладывают редуктор, зато вкупе с водометом бегают бодро.
Признаки качественного 1.8 движка: со стандартным винтом (винт на 1.8-2 литра - дорогая вещь, его редко кто ставит)
пустой должен перекручивать обороты на полном
газу до 6000, и "выстреливать" на глисс, также очень легко выходить на глисс с 4-5 человеками среднего веса на борту.
На крышке ГРМ из воздуховода в сторону карбюратора не должно коптить. Я сознательно не буду говорить тут
углубленно по движку, так как я не такой спец, да и владелец при продаже вряд-ли пойдет на вскрытие мотора. Делать
это без знаний бесполезно, а если таковые есть - я Вам тем более не советчик. Расход топлива мной точно не изучен,
но для всех видов Амуров примерно одинаков - 18-21 л\час.
По обвязке мотора доступно глянуть на отсутствие вытекания воды из расширительного бачка во
внешний контур и за борт при заглушенном движке. Т.е постоявший несколько дней мотор не должен требовать залива
воды в бачек. При покупке вода из внутреннего контура моего катера через внешнее сливное отверстие выливалась
тоненькой струйкой за час. После ремонта тосол я не подливал ни разу. Подробнее об
этом в ссылке про охлаждение. Состояние крыльчатки помпы проверяется легко - струя воды из сброса на холостых оборотах
устойчиво бъет сантиметров на 15.
Корпус лучше осмотреть снизу и под сланями (полом). Если катер на воде, можно ограничиться поднятием
сланей - заодно состояние фанеры глянуть - придется менять гнилье или нет. Влага под сланями не должна Вас
смущать - это нормально, в разумных пределах, конечно. Заплатки на днище есть почти у всех. Хорошо проклепаные
и герметизированные они прослужат дольше всего катера. Катер не должен набирать воду - только вот убедиться
можно только поэксплуатировав лично с неделю. А на скорую руку, если есть подозрения... Наберите 10 человек
и посидите-покатайтесь, потом смотрите не увеличился ли уровень воды.
Осмотрите набор уголков внутри катера на днище в районе полок - у меня хозяин просыпал наверно соль и ее раствор
смыло вниз, на дно - уголки успели местами корродировать. В моем случае не смертельно, но стоит обратить внимание.
Касательно всех корпусов Амуров: обычно первый владелец сразу приваривает по килю на носу сверху вниз
стальной прут прямоугольного сечения. Необходимость в нем серьезная - при постоянном подходе тяжелого катера носом
к берегу протирается передняя часть киля - что не есть гуд. На всех Амурах что я видел эта работа проделана, у кого
аккуратно и эстетично, у кого просто прихватами обыкновенная арматура.
Колонку досконально проверить не получится в любом случае. Износ всех шестерен и состояние подшипников
без переборки не узнать. Если колонка воет на ходу, это как минимум шестерни не с одного комплекта. Включаться
передачи должны легко и мягко, без ударов и рывков. Для осмотра несложно отвинтить заднюю крышку,
за которую колонка поднимается, предварительно установив колонку в поднятое положение. Аккуратно: колонка при работе
может разогреваться до 90 градусов ! Убрать металлическую
пластину и рассмотреть шестерни. Можно в рабочем положении (не заведенном движке !) колонки снять верхнюю крышку и
осмотреть через нее. Оценить состояние масла можно выкрутив щуп, на нем будут следы. В масле изношенного механизма
полно металлической пудры. Белесое масло - значит с водой, придется менять сальники и возможно, ремонтироваться.
Колонка или водомет ?
Одна из самый острых тем дискуссий и споров среди владельцев катеров. Особенно с позиции развиваемой скорости.
Сразу отмечу, что по инструкции разницы скорости нет: водомет - 38, ПОК - 40. Но рассматривать максимальную
скорость катеров с позиции привода неприемлимо - эта величина очень сильно зависит от условий эксплуатации ! Оба
привода имеют свои
существенные достоинства и не менее существенные недостатки. Выбрать лучшее можно только исходя из конкретных
условий использования. Кроме того, тут разговор идет
не о самых лучших вариантах конструкции водомета и колонки, а в точности о родных Амуровских движетелях.
Постараюсь доходчиво рассказать, хотя как владелец колонки и человек, только со стороны наблюдающий водометы,
могу быть не до конца объективен.
Итак, водометный движитель. Основные положительные качества - небольшое количество деталей, отсутствие редуктора,
проходимость на мелководье. Ломаться нечему - выход вала двигателя соединён через кардан с валом водомёта. Два подшипника
на валу - двухрядный шариковый радиально-упорный, сальник и задний. Весь капремонт в походных условиях за час.
Встретив на ходу подводное препятствие, водометный катер просто проскользит по нему.
Подход к пологому берегу не вызовет у водомета проблем. Отрицательные - водомет жутко забивается водорослями,
теряя 90% тяги, для очистки приходится прыгать в воду и шарить рукой "где то там внизу". Камешек, прошедший
решетку водозабора, может вывести вам рабочее колесо из строя. Не менее отрицательное - водомет не переносит
перегрузку катера. 5 человек в салоне - и катер со стандартным двигателем не выдет на глиссер. Этот вопрос не решается
просто установкой двухлитрового движка, а еще и изменением деталей водомета . Еще из нехорошего - радиус поворота катера
с водометом больше всех других приводов,
задний ход вообще смешен, а подруливать при движении назад невозможно. Тут же отмечают и плохую курсовую
устойчивость на скорости, и более того при волнении. Да, ходят слухи, на мелководье водомет может "присосаться"
ко дну с резкой, естественно, остановкой катера. Выглядит сомнительно, но слух есть. Попробуйте и мне расскажите.
:-)
Поворотно Откидная Колонка (ПОК). Основные положительные качества - управляемость катером наилучшая, особенно
отличная от других моделей движителей при заднем ходе, что необходимо при парковке. Самый просторный кокпит у колоночного катера, ввиду
максимально смещенного к корме двигателя. Выхлоп отработавших газов производится под воду, что существенно
снижает шум и уменьшает запах. Колоночный катер можно загружать, пока хватит сил двигателя, или пока вам не
встретился инспектор ГИМС. Я на движке 1.8 с большим трудом, но вытянул на глисс 8 человек.При наезде на
мелководье колонка откидывается, предохраняя пассажиров от травм при резком останове, да и винт,
если что, заменить легко. Винт при такой мощности мотора совершенно не боится травы. В самых густых зарослях
катер просто замедляется. Самую упрямую траву можно стяхнуть с винта на заднем ходе. Колонка долговечна, но ремонт
в походных условиях очень затруднен. Однако "на коленке" хоть и с некоторой возней, но осуществимо, и я надеюсь
что данная страничка сильно облегчит эту задачу.
Но и самая главная отрицательная сторона колонки – это сам винт. Стычки с камнями при
подходе к берегу случаются постоянно, поэтому запасной винт надо всегда иметь с собой. И не ройте винтом
песок - лопасти навсегда загибаются вперед. Вторая неприятность -
в выхлопной системе находятся две детали - резиновый шланг внутри катера и резиновая гофра между корпусом
и колонкой. Они обязательно прогорают ! Гофра влияет только на звук выхлопа, а вот дефект внутреннего шланга
дает сильную течь ! За ночь такой Амур при недосмотре перейдет в подводное положение. Я
встречал колоночные Амуры с выхлопом по образцу М-ки - труба за борт выше уровня ватерлинии, и в этом есть смысл !
|